Рут Озеки «Моя рыба будет жить»

топ 100 блогов ptiz_siniz21.03.2022

Книга Рут Озеки «Моя рыба будет жить» (2013) — это одна из самых сильных книг среди прочитанных мной в последние годы. И она очень ложится на эти дни, на период, в котором мы живём сейчас. Очень своевременная книга, рекомендую к прочтению всем.

Писательница Рут Озеки – необычная личность. Американка японского происхождения, специалист по классической японской литературе, флористка. В 2010 году она была удостоена сана буддийского священника (!). 

Не буду долго писать о своих ощущениях: их много, они очень сильные. Есть о чём подумать, подискутировать. Это одна из тех книг, которые хорошо бы читать и обсуждать в школе. В романе 2 линии: герои, находящиеся в Японии (девочка-школьница, ее дядя — лётчик-камикадзе, 104-летняя прабабушка девочки - монахиня дзен), и герои, живущие на канадском острове (писательница и ее муж).  Все истории, всё происходящее не только держит внимание, но и временами оказывается необычайно пронзительным, очень личным, порой – посланием к человечеству, переданным в строгой художественной форме.

Единственное – в конце мне показалось, что автора повело в сторону, которая для меня избыточно «от ума».
Но остальное – просто открытие, просто для сердца, для души. Кое-что я почерпнула для себя не только в смысле знаний, но и для духа… Пока стараюсь держаться этой линии по мере возможности…

Лучше я дам несколько важных цитат, которые оказались очень актуальны…

Старушка Дзико говорит, что мы, сегодняшняя молодежь в Японии, очень хэйвабокэ . Не знаю, как это перевести, но, в общем, это значит, что мы бестолковые и неосторожные из-за того, что не понимаем, что такое война. Она говорит, что мы думаем, будто Япония – мирная нация, потому что родились после того, как закончилась война, и мир – это все, что мы помним, и нам это нравится, но на самом деле всю нашу жизнь определила война, наше прошлое, и нам надо это понимать. Если хочешь знать мое мнение, Япония не такая уж и мирная, и большинству людей мир на самом деле не нравится. Я верю, что в самой глубине души люди полны насилия и им доставляет удовольствие причинять друг другу боль. В этом мы с Дзико расходимся. Она говорит, что в соответствии с буддийской философией моя точка зрения – это иллюзия, и что по природе, изначально, мы добрые и хорошие, но, честно, я думаю, она тут перебарщивает с оптимизмом. Я вот знаю пару людей, вроде Рэйко, которые по-настоящему злы, и многие Великие умы философии Запада меня в этом поддерживают. Но все же я рада, что старушка Дзико верит в нашу изначальную доброту, это дает мне надежду, даже если я не могу поверить в это сама. Может, я и смогу – когда-нибудь.  


– Да, – сказала она, – так их и тренировали. Они были солдатами-студентами, и они все были умницами. Военные их презирали. Они унижали их и били каждый день. Они ломали им кости, они ломали их дух.

– А ты ненавидишь американцев?
– Нет.
– А Харуки их ненавидел? Поэтому он хотел стать летчиком-самоубийцей?
– Нет. Харуки никогда не ненавидел американцев. Он ненавидел войну. Ненавидел фашизм. Ненавидел правительство и его политику унижений – империализма, капитализма и эксплуатации. Он ненавидел саму идею убивать людей, которых он не мог ненавидеть. Смысла в этом не было никакого.
– Но в том письме он говорит, что отдает свою жизнь за родину. А быть летчиком-самоубийцей и не убивать людей нельзя, так ведь?
– Нет, но это письмо было только для вида. Это не были его настоящие чувства.
– Так почему тогда он вступил в армию?
– У него не было выбора.
– Они заставили его вступить? — Она кивнула.
– Япония проигрывала войну. Они призвали всех мужчин. Остались только студенты и совсем маленькие мальчики. Харуки было девятнадцать, когда пришла повестка, вызывающая его как патриота и воина Японии идти на битву. Когда он показал мне бумагу, я заплакала, но он только улыбнулся. «Меня, – сказал он, – воином . Только представь!»

 

Выпрямившись, я увидела, что он отставил грабли и возвращает поклон, тоже как следует. Мне стало от этого хорошо; вот поэтому-то я так и люблю монахов и монахинь. Они знают, как быть вежливыми с каждым, неважно, насколько этот каждый болен на голову. 

– История – это то, чему мы, японцы, учимся в школе, – сказал он.  – Мы узнаем об ужасных вещах, как, например, об атомных бомбах, которые разрушили Хиросиму и Нагасаки. Мы узнаем, что это плохо, но в данном случае это просто потому, что мы, японцы, здесь являемся жертвами.
– Более сложный случай – когда мы узнаем об ужасных японских зверствах, таких, как в Маньчжурии. В этом случае японцы занимались геноцидом и пытками китайского народа, и мы учимся, что должны испытывать огромный стыд перед миром. Но стыд – неприятное чувство, и некоторые японские политики постоянно пытаются изменить учебники истории для наших детей, чтобы следующее поколение не училось этим геноцидам и пыткам. Они пытаются изменить нашу историю и память, чтобы стереть весь наш стыд. Поэтому мне кажется, что стыд и совесть отличаются друг от друга. Говорят, у нас, японцев, культура стыда, так, может, совесть - это то, что у нас получается не так уж хорошо? Стыд приходит извне, но совесть должна быть естественным чувством, которое исходит из глубины индивидуальной личности.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
 Фонтан и сквер напротив окна — Ты вновь сюда приходишь одна. В окне — будто в раме ты. Рисую я вновь тебя. А рядом с тобой себя, Чтоб ты не была одна. И ты не одна. ...
ненуачё. модно, молодёжно, перспективно... великоваттока... зато везде мои портреты: и клипса есть на рэмэнь... ...
Кстати, никто почему-то не высказывает простую мысль, что в связи с незатухающей истерией в Штатах вокруг "русского следа" при выборах Трампа, Путин в буквальном смысле держит Трампа за горло - причем независимо от того, действительно ли он "помогал" Трампу избраться или совсем нет. ...
Так .. ну все .. 14 аватарок для Ивана готовы. Завтра выложу. КДПВ   ...
Карл Маркс ознакомившись с работой Чарльза Дарвина " О происхождении видов " пошутил: " Дарвин нашел во всей природе современное ему английское общество ". Маркс отметил, что Дарвин часто использовал понятия общественных и экономических наук ...