Русский человек, покоривший Японию без оружия


В день визита Путина в Японию надобно рассказать о самом удивительном представителе России, когда-либо жившем в этой стране. Он сошел на берег 14 июня 1861 года никому не известный, не знающий языка и местных обычаев. А когда 16 февраля 1912 года умер, с ним, как с национальным героем, вышла прощаться вся Япония - похоронная процессия растянулась на десять километров. Среди траурных венков выделялся венок от императора - редчайший случай, тем более, - если дело касалось прощания с иностранцем. Очевидцы писали так: "Не было после императора человека в Японии, который пользовался бы такою известностью".
Иван Касаткин родился 1 августа 1836 года в семье бедного диакона. С отличием окончил духовную семинарию, а в академи проявил выдающиеся способности. Но неожиданно постригся в монахи с именем Николай и отправился в Японию, где понадобился настоятель церкви при русском посольстве.
Восемь лет он по четырнадцать часов в день учил язык, историю и литературу Японии, буддизм, синтоизм и конфуцианство. Посещал частную школу известного редкой эрудицией Кимура Кэнсая и в итоге достиг глубокого знания японского книжного и разговорного языка.
В то время Японию сострясали смуты и гражданские войны, а отношение японцев к иностранцам было крайне недоброжелательным. К христианству же многие самураи вообще относились с откровенной ненавистью. Учитель фехтования, самурай, а по совместительству - жрец местной секты Такума Савабэ прямо заявил иеромонаху Николаю: "хочу отрубить тебе голову".

Но так сложилось, что именно Такума Савабэ позднее станет первым японцем, принявшим у о. Николая крещение с именем Павел. Всего же Николай Японский оставил потомкам один собор, 8 храмов, 175 церквей, 276 приходов. Он воспитал одного епископа, 34 иерея, 8 диаконов, 115 проповедников. Общее число православных верующих достигло ко дню его кончины 34110 человек.
О том, как поступил Николай с началом русско-японской войны, в Японии до сих пор ходят легенды. Во все приходы было направлено его письмо:
"Кому придется идти в сражения, не щадя своей жизни, сражайтесь - не из ненависти к врагу, но из любви к вашим соотечественникам. Любовь к отечеству есть святое чувство. Но кроме земного отечества есть еще отечество небесное. И будем исполнять наш долг, какой кому надлежит".
Благословив паству и священство молиться за победу Японии, сам он это делать не мог и устранился от богослужений, сосредоточившись на келейной молитве за Россию и на помощи пленным. Не считая их, он оставался единственным русским в этой стране. И только благодаря Николаю, они получали достойный уход и обращение.

Незадолго до кончины он говорил так: "роль наша не выше сохи. Вот крестьянин попахал, соха износилась. Он ее и бросил. Износился и я. И меня бросят. Новая соха начнет пахать. Так смотрите же, пашите! Честно пашите!"
Архиепископ Николай Японский был причислен к лику святых в равноапостольном чине 31 марта 1970 года.
На фото: построенный им (по иронии судьбы - при участии адмирала Макарова) Воскресенский собор в Токио, который японцы называют "Николай до".

|
</> |