Русские казаки в Париже в 1814 году.
periodika_com — 03.09.2024Русские офицеры и казаки изображены на переднем плане — они в центре внимания дам.
Действие разворачивается у входа в «Полупансион юных дам», назначение которого не оставляет никаких сомнений: на стене дома висит объявление о способах предохранения от венерических заболеваний.
Вот что писал А. Я. Миркович: «На лейб-казаков женщины смотрели с любопытством, но сначала издали. Они боялись их, полагая, что мы северные варвары, а казаки совершенно дикие, с пленных сдирают кожу. Однако удостоверившись, что они ничуть не звери, а напротив, кротки и обходительны, они стали поближе их рассматривать и, видимо, любовались красотою и костюмами наших донских молодцов».
В изображенной сценке беседы-покупки съестных припасов донской казак с серебряной медалью 1812 г. на груди приценивается к домашней колбасе, а второй русский в крестьянской одежде отрезает от колбасы кусок на пробу.
Казаки осматривают публичные торговые места, где на продажу выставлены товары самого разного назначения: парфюмерия, галантерея и даже протезы. Здесь же видим и парикмахерские заведения. Один из гвардейских гусар писал: «Кто бывал в Париже, тот знает, что там почти птичьего молока можно достать, были бы деньги, а деньги были розданы по повелению императора Александра Павловича чуть ли не накануне, в размере двойного и тройного жалованья за все три кампании 1812, 1813 и 1814 годов».
Художник изобразил французов, собравшихся за игорным столом, а также солдат и офицеров союзных войск, наблюдающих за игрой. В отличие от карт, рулетка тогда еще не приобрела популярность в России. Большинству русских офицеров она и вовсе была неизвестна до входа в Париж. Справа от крупье стоят два донских казачьих офицера, оживленно беседующие с дамой за столом. Они не принимают участия в игре, а лишь любезно расспрашивают о чем-то свою собеседницу. Изображаемое действие происходит накануне выхода русских войск из Парижа — вероятно, в мае 1814 г.
Русские казаки пьют вино, ухаживают за француженками и развлекаются кукольным представлением, которое устроил для них юный парижанин. Он одновременно играет на дудке, на барабане и движением ноги заставляет кукол плясать. В России театр марионеток был тогда большой редкостью, и поэтому происходящее вызывает у русских явный интерес.
Оживленная толпа парижан и пара русских казаков наблюдают за выступлением бродячего актера, — тот, расстелив на земле коврик и расставив аксессуары, веселит народ карточными фокусами и раздачей конвертов с предсказаниями.
Произведения изящных искусств, свезенные Наполеоном из многих европейских стран как «военные трофеи» и ставшие украшением французских музеев, по настоянию императора Александра I остались в Париже. В мирном договоре 1814 г., подписанным союзниками с Францией, о возвращении культурных ценностей ничего не говорилось — в первую очередь благодаря русскому царю.
Здесь запечатлено знаменательное событие — снятие 8 апреля 1814 г. статуи Наполеона с Вандомской колонны-постамента. Толпа парижан устремляется к площади, но происходящее мало интересует трех казаков на первом плане. Они заняты своим делом. У казака с бутылкой в руке видны награды: серебряная медаль 1812 г. и высшая награда для нижних чинов русской армии — знак отличия военного ордена, или Георгиевский крест.
Эта акварель — одна из самых известных в парижской серии Опица. Художник изобразил сцену около моста de la Concord (или мост Генриха IV), где казаки купают в Сене и поят своих лошадей; с набережной и с моста парижане с интересом наблюдают за происходящим.
«Ухарские пляски казаков, их песни и припевы... очень нравились французам», — вспоминал русский офицер И. П. Липранди. После трехлетнего военного напряжения пляска и пение во время короткого ночного отдыха становились необходимыми «атрибутами» казачьего досуга в Париже. Хмельные застолья казаков всегда сопровождались пением. Заметим, что во время военных действий вступала в силу вековая казачья заповедь — сухой закон.
Действие, вероятно, происходит на Елисейских полях или Марсовом поле — там располагался казачий бивак. За приготовлением пищи с интересом наблюдают французы, в том числе повар из расположенного неподалеку ресторана
Художник наполнил картинку множеством сюжетов: казаки в лагере беседуют с парижанами, смотрят выступление акробатов и пьют вино; перед строем во главе с офицером проводится экзекуция — провинившегося стегают кнутом; здесь же на переднем плане изображены овцы, коза, битая птица — все, что служило пищей живущим на биваке.
Оторвавшийся от своего полка донской казак в момент вступления союзных войск в Париж. Обращает на себя внимание белая повязка на левой руке казака. Белый цвет — цвет роялистов, выступавших за реставрацию династии Бурбонов. Повязка в этот день была введена для всех союзных армий во избежание возможной путаницы из-за разнообразия мундиров.
Конный донской казак на улице недалеко от Триумфальной арки: он раздает прохожим листы с напечатанной декларацией. За ним бежит парижский разносчик объявлений (с бляхой) и предлагает прокламацию короля Людовика XVIII. Этот сюжет относится к первым дням пребывания союзных войск в Париже.
Казачий полк проходит по центру Парижа, по-видимому ,в первый день торжественного вступления союзников во французскую столицу. 19 (31) марта 1814 г., около 9 часов утра, колонны союзных армий с барабанным боем, музыкой и распущенными знаменами двинулись через ворота Сент-Мартен в город. Позади лейб-гвардии Казачьего полка во главе огромной свиты в Париж въехал российский император Александр I и другие монархи. За ними последовали остальные части.
У витрины павильона для продажи эстампов выставлены гравюры в рамах с портретами Талейрана, Марии-Луизы, видами Москвы и Вены, а также карты Франции и театра военных действий в 1812 г. Поверх карт на прищепках развешаны листовые эстампы небольшого формата, где можно различить портреты Франца I, Александра I, Наполеона, а также карикатуры на французскую буржуазию и русских казаков.
Казаки гуляют в саду и приветливо общаются с детишками, пришедшими в Тюльери с нянями и мамами. Многие современники вспоминали, что уже при входе в Париж, во время прохождения по городу торжественным маршем, казаки брали на руки мальчишек и сажали их перед собой и на крупы лошадей.
Художник изобразил стычку казака и старухи-француженки весьма оборванного вида: она замахивается на него палкой, а казак выставил вперед ружье, чтобы парировать удар. За углом улицы Грамон на примыкающем к модной лавке здании видна вывеска королевской лотереи № 46.
Вооруженные французские солдаты национальной гвардии сопровождают безоружного казака с мешком за спиной и русского офицера в плаще (вероятно, улана). За ними движется толпа, состоящая из военных (по головному убору можно различить еще одного казака, русского солдата пехотных полков, драгуна или кирасира), а также мирных горожан, актеров бродячего театра, мальчишек и т. п.
Об общении русских с местными жителями один из участников войны вспоминал: «Нам представилась многочисленная толпа народа, наполнившая всю улицу и ожидавшая взглянуть поближе на неприятелей. Вскоре жители высыпали на заставу и рассеялись между нашими солдатами; появились торговки с разными съестными припасами в корзинках и с бочонками на шее. Все эти продавцы скоро рассеялись по лагерю, смело и без всякого опасения продираясь между солдатами. Забавно было видеть наших служивых, старающих любезничать с торговками, и ловкость сих последних, которые понимали намерения, не разумея слов».
Заинтересованные парижане наблюдают за прогуливающимися по городу казаками. Мужчина приподнимает шляпу в знак признательности за полученную монетку, женщины приглашают казаков посетить кофейню, над которой висит вывеска с меню. У казака в синей куртке на груди изображена медаль 1812 г. и Георгиевский крест, у казака в красной куртке — только серебряная медаль 1812 г. на Андреевской голубой ленте.
Художник изобразил многочисленных посетителей самого известного места в Париже, о котором писало большинство русских мемуаристов. Бытовые зарисовки известного дворца оставил А. Д. Чертков: «В Пале-Рояле торговцы, владельцы ресторанов и прочие платят 3000 франков за помещение в аркаде... на третьем этаже — сборище публичных девок, на втором — игра в рулетку, на антресолях — ссудная касса, на первом этаже — оружейная мастерская. Этот дом подробная и истинная картина того, к чему приводит разгул страстей». Посещение Пале-Рояля и тесное общение с «прелестницами» часто заканчивалось дурно. Неслучайно рядом с казаками стоит женщина, торгующая презервативами.
©
|
</> |