Розы Гелиогабала

топ 100 блогов volynko08.01.2024

8 января 1836 года родился сэр Лоуренс Альма-Тадема, британский художник, писавший картины на исторические и мифологические сюжеты.
Один из наиболее известных и высокооплачиваемых художников викторианской эпохи. 

сэр Лоуренс Альма-Тадема, британский художник, писавший картины на исторические и мифологические сюжеты
сэр Лоуренс Альма-Тадема, британский художник, писавший картины на исторические и мифологические сюжеты

В 1860-е годы сюжеты картин брал преимущественно из истории эпохи Меровингов, затем переключился на темы древнего Египта, далее перешёл на античную тематику.
За всю свою жизнь создал 408 полотен, из которых более 300 были изображениями античности. 

При этом он изображал своих современников, поставленных в классические декорации; поэтому его картины точно воссоздавали детали ушедшей эпохи и пользовались большой популярностью в Великобритании, о чём свидетельствует и факт присвоения ему в 1899 году рыцарского звания. 

После кончины художника, Альма-Тадема вышел из моды и был забыт, и только в 1970-е годы с подъёмом интереса к салонной и декоративной живописи, оценён его вклад в развитие британского и мирового искусства.

Розы Гелиогабала Лоуренс Альма-Тадема, 1888, 132×213 см Местонахождение: Частная коллекция
Розы Гелиогабала Лоуренс Альма-Тадема, 1888, 132×213 см Местонахождение: Частная коллекция


Розы Гелиогабала — картина английского художника Лоуренса Альма-Тадемы, написанная в 1888 году. Эталон композиционного золотого сечения (соотношение сторон полотна 132х213 см.), это полотно наполнено, по мнению одних, духом человеческого страдания, а по мнению других – является историко-литературной фальшивкой.

Фабула убийства

Произведение в пастельных тонах с преобладающим розовым написано о смерти, и, выражаясь четче – о мультисмерти, групповом убийстве. 

За основу Альма-Тадема взял сюжет, с исторической точки зрения сомнительный – «Историю августов». 

В ней описывалось, как во время пира римский император Гелиогабал приказал убить своих гостей-недругов, обсыпав их розами с потолка. 

От запаха роз (да-да, именно такой ход мыслей) гости должны были задохнуться.
Получить эстетическое удовольствие от полотна незнание истории не мешает, а вот для того, чтобы понять ход мыслей главного героя, историю все-таки необходимо немного знать.

Энфант ужасный

Продолжатель дела Нерона и Калигулы, 23-й Римский император Гелиогабал был испорчен с детства. Его имя стало синонимом извращенности нрава, жестокости и слепого следования похоти. Строго говоря, он был испорчен, еще не родившись – поскольку зачинался, воспитывался и рос в общественной парадигме, от которой передергивает современника.

Культурологический бекграунд истории древнего Рима описывает периоды расцвета и упадка Империи. Немного отвлекаясь от темы, следует сказать, что периоды расцвета и упадка где-либо и когда-либо культурологи особо наловчились иллюстрировать именно на примерах из истории Древнего Рима, поскольку ничто, кроме нее, столь ярко не показывает, что есть упадок и чем он характерен. 

Упадок равно извращенность, вседозволенность, главенство похоти, промискуитет (беспорядочные половые связи ) как самоцель. 

Для упадка также характерно крайнее пренебрежение к человеческой жизни, включая собственную – но пренебрегали там, в первую очередь, разумеется, чужой. В период упадка главенствовало наслаждение, построенное на насилии. Высокопоставленные римские «шишки» упадка оставили в истории оргии с резким трупным запахом, некрофилию и зоофилию, реки крови – в мирное, вроде бы, время.

Гелиогабал был достойным сыном своей эпохи, его с детства приучили к тому, что ему можно все. 

Он носил женские одеяния, публично обнажался, был демонстративно бисексуален, спал с рабами-мужчинами. 

С гордостью заявлял, что даже у продажных женщин не было такого количества любовников, как у него. При этом к своим 19 годам (г.ж. 203-222 н.э) он был уже пять раз женат. 

Открыто считал честных людей – пропащими, а лживость и неразборчивость в связях – добродетелью. Высшим шиком того времени считалось переспать с рабом, а затем убить его. 

У него был и своеобразный поведенческий кодекс – показательно то, что он был довольно упорядоченным. 

Например, Гелиогабал ежедневно что-нибудь дарил своим друзьям, все время якобы за некое злое деяние – добрые он оставлял без подарка. 

Устраивал странные лотереи, где можно было выиграть десять верблюдов и десять фунтов золота – или десять мух и десять фунтов свинца. За обедом «золотой мальчик» ел пятки верблюдов, павлиньи и соловьиные языки и гребни, срезанные с живых петухов. Мозги фламинго и дроздов, яйца куропаток, печень и сердца краснобородок.

Смерть в туалете

Насильственную смерть Гелиогабалу предсказали сирийские жрецы и мальчишка-император им поверил. Поэтому он решил застраховать себя от той кончины, которую в итоге все же получил, и приготовил шелковые веревки для удавления, яды в драгоценных камнях и золотые мечи – все необходимое для любого вида суицида в случае подозрений на насильственную смерть. 

Однако, как мы видим, не пригодилось.
Что же касается картины «Розы Гелиогабала», то главного героя можно увидеть на заднем плане в золотой диадеме, возлежащего в золотой мантии (или халате) на подушках рядом с матерью Юлией.

По преданию, его целью было отравить гостей запахом роз – и именно розовая масса первой бросается в глаза и занимает превалирующую площадь полотна. Сначала гости удивились внезапному розовому водопаду, затем обрадовались, но розы продолжали и продолжали сыпаться, и эта злая шутка постепенно стала надоедать, а затем пугать. 

А потом все они умерли.

 При этом возлегающие на своеобразном «капитанском мостике», наблюдательном ложе, организаторы массового убийства полны злорадства. Они как бы смотрят увлекательный спектакль, который сами срежиссировали, они полны гордости. 

Тем не менее, исторический факт: рыцарское звание художник получил именно после написания «Роз Гелиогабала» - правда, никем и никогда не подтверждалось, что именно за эту картину.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Коротко по ситуации в районе Аль-Баба. К исходу 6 февраля, кольцо вокруг Аль-Баба продолжило сжиматься. Передовые отряды САА продвинулись до единственной дороги соединяющей Аль-Баб с основной территорией Халифата. До передовых позиции протурецких боевиков расположенных на высотах ...
Одна из основных идеологических опор нашего режима — ненависть к США. Конечно, такая ненависть — общая черта всех тоталитарных режимов планеты. Официальные СМИ накручивают ненависть к США в Пакистане, Египте, КНДР, Зимбабве. Чем одиознее режим, чем больше он занят воровством и пы ...
Моя все еще безуспешно худеющая знакомая стала истерично срываться на коллегах. Оказалось, что кроме счастливых толстух, радостно грызущих подаренное мужчинами (!) мороженое, есть крайне отвратительная группа девиц, позволяющих себе без раскаяния и даже с удовольствием заточить какую-н ...
1958. Портрет Владимира Набокова 1959. Владимир Набоков дает интервью радиорепортеру в Париже 24 октября. Рядом с ним на фото его жена Вера 1959. Владимир Набоков в Париже 1959. Владимир Набоков прогуливается по улицам Рима. 13 ноября 1959. Владимир Набоков 1960. ...
Мика любил развлекаться. А кто не любит? Все любят. Но Мика развлекался как-то уж очень много и демонстративно. Он всё время пил дорогое пиво, курил траву в промышленных масштабах и что-то нюхал. А самое главное постоянно стремился угостить чем-то всех окружающих. То пивом, то ...