«Royal Navy, LTD» - 2
george_rooke — 27.10.2014 Что же было нужно, чтобы любой флот превратился в эффективную военную и хозяйственную организацию? Ведь флот – это не только адмиралы, офицеры и матросы, это еще и персонал верфей, кораблестроители государственных верфей, чиновники.Давайте подумаем. Прежде всего, нужно финансирование. Но как финансировать неизвестную величину? Ведь во времена Генриха или Елизаветы флот мог резко увеличиться с 20-ти кораблей до 140-ка, а то и до 200-т. Если флот у нас постоянный, скажем, 100 кораблей, и каждый корабль служит в среднем 10 лет, понятно, что каждый год мы должны закладывать 10 новых кораблей, чтобы поддерживать заданную численность корабельного состава. Здесь появляется возможность долгосрочного планирования трат и расходов на флот. Что касается ситуации при Генрихе и Елизавете – на 40, 140 или 200 кораблей деньги нужно выделять на порядок разные, то есть никакого финансового прогнозирования не получится.
Соответственно, есть два варианта решения проблемы:
- Определить какой-то численный
состав, который желательно содержать для обороны своих берегов, и
уничтожения противника.
- Определить количество денег,
выделяемых на военно-морские силы, и «по одежке протягивать ножки»,
то есть строить и восполнять флот исходя из бюджета.
Во временя Карла II корабли строились совершенно бесконтрольно, в Парламенте король, Пипс и адмиралы просто говорили, какая сумма нужна, и Парламент после продолжительной драки либо выделял деньги, либо урезал бюджет, а иногда и вообще не выделял ничего. Примером могут служить парламентские дебаты 1677 года и программа «тридцати новых кораблей» для Роял Неви.
Если в 1665 году английский флот состоял из 102 кораблей против 81 голландского и 36 французских, то через 10 лет картина была совершенно иной. У Англии из-за недофинансирования было всего 77 кораблей, и это против 108 голландских и 85 французских[1]. В результате ведомством Пипса в Парламент было внесено предложение о постройке 20-ти новых кораблей, а чуть позже количество увеличили до 30-ти. При этом на постройку просили ни много, ни мало – 1 миллион 600 тысяч фунтов, тогда как весь бюджет Роял Неви (без предлагаемых к постройке кораблей) составлял на тот момент 2.2-2.4 миллиона фунтов стерлингов. Парламентарии встретили проект со сдержанным скептицизмом. Как саркастически отметил один из депутатов: «1 миллион 600 тысяч за 30 кораблей – это значит по 53000 фунтов за корабль. Они будут полностью сделаны из золота?» Рассказы Пипса о возросшей силе французского флота вызвали лишь улыбку Палаты Общин: «Король Франции не сможет своим флотом штурмовать Вену».
Однако серия побед Дюкена в 1676 году в Средиземном море заставила подойти к финансированию флота более серьезно. В результате почти годовых дебатов было решено выделить 600 тысяч фунтов на постройку одного корабля I ранга водоизмещением в 1400 тонн, девяти кораблей II ранга в 1100 тонн, и двадцати кораблей III ранга в 900 тонн. При этом постройка их растянулась на 10 лет (1676-1685 годы) из-за того, что сумма поступила не полностью, а отдельными неравномерными траншами.
Кроме того, в полный рост встала проблема истощения лесных ресурсов. Ведь в 1670-м году была сведена на «нет» последняя английская дубрава недалеко от Линдхерста – речь о Форест Эйр (Forest Eyre), то есть качественный лес теперь нужно было закупать, а не вырубать в своей стране. И эта проблема тоже требовала финансового решения, то есть увеличения бюджета флота.
Сводная таблица строительства и закупки иностранных кораблей в Англии:
Период | Количество построенных кораблей | Куплено кораблей в других странах |
1666-1670 | 26 | 13 |
1671-1675 | 22 | 8 |
1676-1680 | 30 | 25 |
1681-1685 | 5 | 5 |
1686-1690 | 6 | 1 |
И все-таки, вернемся к главной проблеме – численности корабельного состава. Ведь от этого зависят и количество матросов на флоте, и размеры складов, и, в конечном счете, бесперебойное финансирование.
Что мы видим из вышеприведенной таблицы? Да совершенно нерегулярные финансовые вливания. Согласно королевскому эдикту 1677 года размер корабельного состава был обозначен в 107 кораблей, а срок жизни корабля – в 5 лет. То есть в год надо было вводить в строй 22 корабля. Мы видим в первую пятилетку введенными в строй 39 кораблей, во вторую – 30 кораблей, в третью – 55 кораблей, в четвертую – 10 кораблей, в пятую – 7 кораблей. То есть совершенно нецелевое расходование средств, и полное отсутствие планирования. Понятно, что 55 кораблей, введенных в строй в 1676-1680 годах к 1686-1690 годам году просто превратились в труху, но взамен флот получил не те 22 корабля которые нужно, а всего 7. Естественно, это был порочный круг, из которого надо было как-то вырываться.
И вот в 1686 году вернувшийся в Адмиралтейство Сэмьюэл Пипс находит гениальный юридический выход – теперь перестройки и тимберовки кораблей проходят как постоянные траты Адмиралтейства, тогда как постройка новых кораблей обязательно согласовывается с Парламентом. Таким образом Королевский Флот получил постоянный численный состав в районе 100 кораблей. Да, иногда он снижался до 86-90 боевых единиц, иногда возрастал до 120-ти, но костяк теперь всегда колебался в районе цифры «100».
Как же это работало? Попробуем объяснить. К примеру, 100-пушечный корабль I ранга «Роял Соверен» пришел в негодность. Самое логичное решение – пустить его на слом, и построить новый, но, как мы помним, строительство новых кораблей всегда согласовывается с Парламентом, а это дело долгое и муторное. Поэтому мы отправляем «Роял Соверен» на перестройку (rebuild). По идее мы должны разобрать линкор по досочке, просмотреть каждую деревянную деталь, испорченные детали заменить новыми, и собрать его обратно. На деле же все происходило совершенно иначе – старый «Роял Соверен» разбирался на верфи, к примеру, Ширнесса, испорченные детали выкидывались, хорошие – складировались, а в то же время где-нибудь в Вулвиче строился совершенно новый линкор под тем же названием.
Парламентарии сначала были очень довольны нововведению, но потом закралась мысль
Перед тем, как перейти к следующему вопросу, упомянем еще вот о чем. Одно дело – когда идет война, другое дело – мирное время. Понятно, что во время войны и 100 кораблей может быть мало, а в мирное – и 50-ти много. Как же решали эту проблему? Опять-таки, очень просто. По штатам мирного времени (правда, чуть более поздним, но об этом еще речь впереди) Королевский Флот имел численность активного боевого состава в 20 кораблей и 40 фрегатов. Остальные корабли и фрегаты выводились в резерв. То есть с них снимали рангоут и такелаж, разгружали и разоружали, и ставили на корабельные стоянки, обычно – недалеко от верфей. И в случае войны эти корабли можно было сравнительно быстро вооружить и ввести в строй.
|
</> |