Российские МиГ-25 летали так быстро, что разрушали собственные двигатели
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
В отличие от более старого МиГ-21, действующих МиГ-25 осталось очень мало. Большая их часть находится в составе ВВС Алжира и Сирийской Арабской Республики, хотя в последнее время появились сообщения о том, что МиГ-25 возвращаются на службу в Ливии. Большинство «летучих лисиц» были сняты с вооружения вскоре после распада Советского Союза, а некоторые оставались какое-то время в составе ВВС бывших советских республик. Иракские МиГ-25 были в большинстве своем уничтожены во время войны в Персидском заливе, а те, что остались, были подбиты в ходе операции «Буря в пустыне».
В конце 1960-х годов СССР дебютировал со своим самым грозным,
как тогда казалось, истребителем в мире. МиГ-25 «Фоксбат»
(Foxbat) в натовской классификации) мог обогнать любой
истребитель, да и вообще любой военный самолет,
за исключением SR-71 «Блекберд» (Blackbird).
Имея такое плотоядное название (Foxbat переводится как летучая
лисица), устрашающий внешний вид и великолепные
характеристики, МиГ-25 казался непобедимым. Обладая огромной
скоростью полета, большим потолком высотной устойчивости
и серьезной боевой нагрузкой, он создавал такое впечатление,
что сумеет эффективно сражаться на центральном фронте,
и в то же время обеспечит советскому воздушному пространству
иммунитет от американского проникновения. Соединенные Штаты,
извлекшие уроки из применения истребителей третьего поколения
во Вьетнаме, глядя на «летучую лисицу», ускорили свои
инновации, и это привело к созданию F-15 «Игл»
(Eagle).
Но МиГ-25 не оправдал таких ожиданий. Недостатки конструкции,
производственные проблемы и отсутствие задач по целевому
предназначению означали, что этот самолет не в состоянии
конкурировать по качеству с лучшими истребителями своего
времени, а по стоимости — и с МиГ-21. Несмотря
на свои ошеломляющие характеристики, «Летучая лисица» сегодня
почти полностью исчезла из боевого состава ВВС разных стран
мира.
История создания МиГ-25
Этот самолет должен был защитить воздушное пространство СССР
от скоростных и высотных американских бомбардировщиков.
Самую большую угрозу представлял B-58 «Хастлер» (Hustler),
поступивший на вооружение в 1960-х годах (это был
стратегический бомбардировщик, несший на борту ядерное оружие
и развивавший скорость более двух тысяч километров
в час). Но на горизонте уже замаячил футуристический
бомбардировщик B-70 «Валькирия» (Valkyrie), который мог проникать
в советское воздушное пространство на скорости более трех
тысяч километров в час. Имея в своем арсенале ракеты
большой дальности, мощную РЛС и сильные двигатели, Советы
сконструировали МиГ-25, поставив ему задачу догонять
и уничтожать эти скоростные бомбардировщики.
МиГ-25 поступил на вооружение в 1970 году (в том же году
B-58 был снят с вооружения, а проект B-70 был закрыт
восемью годами ранее), а последний самолет вышел из цеха
в 1984 году. В целом в Советском Союзе было построено
1 186 МиГ-25 для нужд ВВС и на экспорт,
но подавляющее большинство этих машин использовалось
в СССР. Москва никогда не давала лицензию
на производство этой машины за рубежом, но Пекин это
никогда не останавливало, и он приложил максимум усилий,
чтобы скопировать МиГ-25.
Безусловно, угроза со стороны советских зенитно-ракетных
комплексов заставила американские бомбардировщики перейти
с больших на малые высоты, из-за чего новую путевку
в жизнь получил B-52 «Стратофортресс» (Stratofortress),
а в системе ПВО произошли крупные изменения. У МиГ-25
не было РЛС обнаружения и поражения целей в нижней
полусфере (Советы создали их только в 1980-е годы), и «летучим
лисицам» было очень трудно осуществлять перехват сверху. В
действительности МиГ-25 в основном использовался
для преследования и перехвата высоколетящих
самолетов-разведчиков, таких как SR-71.
Характеристики
У МиГ-25 были (и остаются) поразительные характеристики. Во время
длительного полета он может развивать скорость М=2,83, а если
летчику наплевать на двигатели, то он может разогнать машину
до М=3. В качестве перехватчика и истребителя завоевания
превосходства в воздухе самолет несет на борту четыре
ракеты Р-40 класса «воздух-воздух» с дальностью пуска 80
километров. МиГ-25 способен подняться на высоту более 19,8
километра. МиГ-25 в роли разведчика оснащался современным
электронным и фотографическим оборудованием, и имел еще
больший потолок. Несколько машин прошли модернизацию и могли
действовать в качестве высокоскоростных ударных
истребителей.
Такие характеристики приводили в ужас западных аналитиков,
которые не обладали достаточной информацией о том,
как МиГ-25 летает в боевых условиях. Внешний вид этой
машины (и установленные ею рекорды по скорости и высоте)
заставил США начать программу по созданию тактических
истребителей, итогом которой стал F-15 «Игл». Когда советский
перебежчик в 1976 году посадил МиГ-25 в Японии, американские
инженеры получили лучшее представление о его
характеристиках.
Они обнаружили, что у «летучей лисицы» есть немало проблем
и изъянов. Из-за недостатков производственных технологий
в СССР этот самолет был тяжелее своих западных аналогов. У
него была плохая маневренность на высоких скоростях
и слабая управляемость на малых высотах. РЛС была
не очень эффективна в обычных боевых ситуациях, когда
приходилось осуществлять перехват вражеских истребителей,
а проблемы с управлением на малых высотах вели
к тому, что самолет в таких условиях плохо справлялся
с выполнением своих задач. Все эти недостатки были бы
простительны, если бы МиГ-25 пришлось выступать в роли
высотного перехватчика, однако действовать ему приходилось совсем
в других обстоятельствах.
Боевое применение
В бою «летучая лисица» добивалась ограниченных успехов. В 1971 году
советский МиГ-25, вылетевший с египетского аэродрома, включил
форсаж и сумел уйти от нескольких израильских
истребителей, развив скорость свыше М=3, хотя в результате
этого вышли из строя оба его двигателя. Во время войны
в небе над Ливаном израильские истребители
в воздушных боях сбили несколько сирийских МиГ-25. В ходе
гражданской войны в Сирии ВВС Сирийской Арабской Республики
в отчаянии послали устаревшие МиГ-25 оказывать поддержку
сухопутным войскам, и в одном случае летчик произвел пуск
ракет «воздух-воздух» по наземным целям.
Ирак широко использовал МиГ-25 во время войны с Ираном
и заявлял, что сбивал иранские самолеты (не называя
при этом их количество и ничего не говоря
о собственных потерях). Согласно имеющейся информации,
иракские МиГ-25 неоднократно несли поражение от иранских F-14,
однако вполне успешно уничтожали более старые самолеты. ВВС Ирака
заявляли, что их МиГ-25 сбили два последних американских самолета,
потерянных в воздушном бою. В самом начале войны
в Персидском заливе МиГ-25 сбил F/A-18, который пилотировал
Скотт Спейчер (Scott Speicher) (американские истребители уничтожили
несколько МиГ-25). В 2002 году ВВС США устроили западню
для летчика МиГ-25, который, пользуясь огромной скоростью
перехватчика, охотился на американские беспилотники
в северной бесполетной зоне. Инженеры установили на БПЛА
«Предатор» (Predator) ракету класса «воздух-воздух», чтобы заманить
МиГ в ловушку и уничтожить. Но этот план
не увенчался успехом, поскольку иракский летчик сам подбил
беспилотник ракетой.
Кончина
В отличие от более старого МиГ-21, действующих МиГ-25 осталось
очень мало. Большая их часть находится в составе ВВС Алжира
и Сирийской Арабской Республики, хотя в последнее время
появились сообщения о том, что МиГ-25 возвращаются
на службу в Ливии. Большинство «летучих лисиц» были сняты
с вооружения вскоре после распада Советского Союза,
а некоторые оставались какое-то время в составе ВВС
бывших советских республик. Иракские МиГ-25 были в большинстве
своем уничтожены во время войны в Персидском заливе,
а те, что остались, были подбиты в ходе операции «Буря
в пустыне».
В СССР МиГ-25 со временем стал МиГ-31. Эта версия помогла
разрешить многие проблемы оригинала, сохранив при этом его
главные характеристики. У МиГ-31 теперь есть РЛС обнаружения
и поражения целей в нижней полусфере, благодаря чему он
получил шанс обнаруживать и уничтожать низколетящие
бомбардировщики и крылатые ракеты.
МиГ-25, предназначенный для уничтожения бомбардировщика,
который так и не появился, стал головной болью
для иностранных конструкторов и ускорил создание одного
из лучших в мире истребителей. Он стал образцом
и основой для МиГ-31, который и по сей день
находится на вооружении в российских ВВС и будет
летать во всем обозримом будущем. Но те немногие МиГ-25, что
остались, действуют в такой обстановке, о которой их
создатели не могли и помыслить, а поэтому
эффективность у них весьма ограничена. «Летучая лисица»,
созданная для выполнения вполне конкретной задачи,
не смогла адаптироваться в новых условиях ведения
войны.
Роберт Фарли часто публикует статьи в «Нэшнл интерест». Фарли
работает старшим преподавателем в Паттерсоновской школе
дипломатии и международной торговли (Patterson School
of Diplomacy and International Commerce) при Университете
Кентукки. Его сфера специализации включает военную доктрину,
национальную безопасность и морские дела.