Россия стала одним из мировых лидеров по стоимости лекарств
t_itanium — 23.03.2014 Мы часто говорим о том, что в ресурсной федерации всё стоит в разы дороже, чем в цивилизованных странах. Но есть вещи, от цен на которые зависит жизнь каждого из нас. Это лекарства. Никто не застрахован, к сожалению.Цены на лекарства в РФ просто запредельны, они в разы выше, чем
В стране должны производиться качественные современные лекарства на современных фармпроизводствах сертифицированных по GMP. В этом не может быть никаких сомнений. Вот только не должно происходить так называемого импортозамещения по-русски, которое приводит к тому, что выпускается г@вно из самых дешевых китайских субстанций, но цены на это г@вно, которым нельзя лечить даже животных, при искусственном ограничении или даже запрете импорта, оказываются выше, чем на оригинальные препараты.
…По данным Федеральной антимонопольной службы (ФАС), в нашей стране сложился запредельно высокий уровень цен на фармацевтические препараты. Многие импортные лекарства в России стоят в несколько раз дороже, чем в Европе. Причина кроется в сильной монополизации рынка, 80% которого составляет импортная продукция, а также в ошибках его регулирования со стороны правительства. Усугубляет ситуацию и текущий рост курсов валют по отношению к рублю, что делает и без того дорогие импортные лекарства попросту недоступными для большинства населения. По мнению опрошенных «НИ» экспертов, исправить положение могут только усиление конкуренции между производителями и запуск отечественной фарминдустрии, которая сейчас находится в зачаточном состоянии.
Многие хронически больные люди в настоящее время просто не могут купить жизненно необходимые для них лекарства. Как рассказал «НИ» президент общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов» Александр Саверский, проблема доступности фармпрепаратов является одной из наиболее важных среди всех, которые волнуют россиян. «Цены на лекарства сейчас просто выкручивают руки нашим пациентам. На мой взгляд, государству необходимо пересмотреть политику в этом вопросе и сделать все жизненно важные препараты бесплатными для населения, как это происходит во всех нормальных странах мира», – пояснил он.
В правительстве согласны, что в России сформировалась низкая доступность лекарственных средств для населения, существует очень ограниченный перечень препаратов, предоставляемых безвозмездно либо по льготным ценам, а система возмещения стоимости рецептурных средств и вовсе отсутствует. Вместе с тем если бы кабмин сейчас решился приобретать все жизненно важные лекарства за счет дефицитного бюджета, то по факту ему бы пришлось финансировать западных фармпроизводителей и отправлять миллиарды долларов за рубеж. Правда, больных это мало волнует.
Ситуация, при которой 80% российского фармрынка занимает иностранная продукция, складывалась десятилетиями. Правительство все это время никак не защищало интересы отечественных заводов, что в итоге и привело к тому, что иностранцы заполонили все, а цены на лекарства стали недоступными для россиян. Осознав весь ужас проблемы, кабинет министров пытается исправить ситуацию, но получается это из рук вон плохо.
Ранее в этом году ФАС подвела итоги трехлетнего исследования (проводимого по поручению вице-премьера Игоря Шувалова) на тему, почему в России такие дорогие лекарства. В нем специалисты ФАС сравнили цены на препараты в России, странах СНГ, БРИКС и других государствах. В итоговом докладе антимонопольное ведомство констатирует, что лекарственные средства в нашей стране стоят существенно выше, чем в большинстве других стран мира, а некоторые популярные препараты стоят в разы дороже, чем за рубежом.
По убеждению ведомства, виноваты в этом зарубежные фармкомпании, устанавливающие высокие отпускные цены. «У нас либо самые дорогие лекарства в мире, либо одни из самых дорогих. Так, цена на аналогичные по составу лекарства может отличаться в 12 раз, чем злоупотребляют зарубежные компании, обладающие патентом, создавая «неестественные монополии» по каждому препарату», – говорит глава ФАС Игорь Артемьев. К примеру, упаковка препарата, активно используемого в лечении склероза, стоила в России 1066,7 доллара, на Украине – 893,2 доллара, а в Венгрии – 818,4 доллара. Российские цены на популярный у населения препарат для лечения эректильной дисфункции были наиболее высокими в СНГ, БРИКС и ЕС. Так, в России препарат стоил 91 доллар, в Германии – 77 долларов, в Болгарии – 46, а в Голландии – 11 долларов. А один из противовоспалительных препаратов в России стоил 21 доллар, в Бразилии – 13, а в Молдавии – всего 4 доллара.
В целом, по данным ФАС, свыше половины монопольных дорогостоящих лекарственных средств ввозятся в Россию по более высоким ценам, чем в другие страны СНГ. Г-н Артемьев предлагает правительству проанализировать информацию о ситуации в отрасли и принять решения, меняющие производственные отношения и практику ценообразования в фарминдустрии. Но эффекта от этих предложений пока нет.
Напомним, что на сегодняшний день в стране действует система госрегулирования цен на лекарственные препараты, согласно которой отечественные производители ежегодно обязаны подавать в госорганы сведения об отпускных ценах. Их можно повышать не больше, чем на размер инфляции. Торговые наценки в аптечных сетях устанавливаются в процентах от стоимости препарата у производителя. Учитывая немногочисленность отечественных заводов, ценообразование в данной доле рынка довольно легко проконтролировать. Но «родных» препаратов на рынке всего пятая часть.
Иначе обстоят дела в импортном сегменте, где цены устанавливаются путем сравнения цены-производителя ввозимой продукции с аналогами в других странах. Проблема заключается в том, что у госрегулятора по каким-то причинам отсутствует возможность проверки предоставляемой информации, и он зачастую соглашается на самые высокие цены, существующие в мире. Каких-либо санкций для чиновников за такую опрометчивость, как это часто бывает в России, не предусмотрено.
Такая ситуация, по мнению экспертов, возможна только в условиях сильной монополизации рынка, когда у аптечных сетей нет возможности спорить по цене с зарубежными производителями. Для усиления конкуренции ФАС предлагает обязать российских фармацевтов выпускать больше недорогих отечественных аналогов зарубежных лекарств. Но сделать это быстро не получится, и россияне еще продолжительное время будут вынуждены мириться с беспределом на рынке лекарств.
Отметим, что из-за высокого уровня стоимости лекарств девальвация рубля пока что не отразилась на ценах в текущем году. По данным Росздравнадзора, за январь-февраль этого года цены на лекарства в госпитальном и амбулаторном секторах почти не изменились по отношению к показателям 2013 года. Как рассказала «НИ» исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС) Нелли Игнатьева, в настоящее время рост цен на лекарства сдерживается самими аптеками, которые за счет этого конкурируют между собой. Вместе с тем в дальнейшем рост курсов валют к рублю вызовет их подорожание. «Рынок лекарственных препаратов импортозависим – доля импорта в объемах продаж составляет около 80%, а отечественные средства производятся из импортных субстанций», – пояснила она.
По словам г-жи Игнатьевой, полная замена ввозимых в страну лекарств на препараты отечественного производства возможна только в будущем. «В настоящее время развитие фармацевтических кластеров и ориентиры фармацевтической промышленности вселяют обоснованные надежды на усиление отечественного фармацевтического производства и увеличение доли наших препаратов в обращении на рынке РФ», – считает эксперт.
С ней согласен и главный редактор газеты «Фармацевтический вестник» Николай Беспалов. «Если говорить о лекарственных препаратах, то да, в большинстве случаев полноценная замена возможна. Полностью уникальных продуктов относительно мало», – считает он. Однако здесь существует проблема узнаваемости бренда – для безрецептурных препаратов, БАДов и косметики очень серьезную роль играет известность бренда того или иного продукта и активность продвижения этих марок на рынке. «Непосредственно терапевтическая замена есть в большинстве случаев, но значимость бренда играет огромную роль, особенно если ценник не будет меняться серьезно. Плюс надо иметь в виду, что в большинстве своем препараты российского производства выпускаются из иностранных субстанций, а значит, точно так же подвержены изменению цен в связи колебаниями валютного курса», – пояснил «НИ» г-н Беспалов.
Г-н Саверский, в свою очередь, считает, что проблему доступности лекарств для населения нужно решать не завтра или послезавтра за счет импортозамещения, а сегодня и сейчас. И с этой точки зрения далеко не все лекарства и товары медицинского назначения сейчас производятся в России. «Наша фармацевтическая промышленность находится в зачаточных условиях, многие препараты просто не выпускаются, поэтому импортозамещением сейчас вряд ли можно решить проблему доступности лекарств», – считает собеседник «НИ».
Что касается прогноза на ближайшие месяцы, то здесь эксперты однозначно говорят о подорожании лекарств вслед за ростом курсов валют. По словам Николая Беспалова, пока нельзя говорить, что цены в аптеках меняются за счет курсовой разницы, так как договоры на поставку лекарств заключаются на продолжительный период – год или полгода, соответственно одномоментно закупочные цены измениться не могут. Однако тревожный звоночек уже прозвенел – в январе крупные зарубежные фармкомпании инициировали процесс пересмотра своих отпускных цен, следовательно, до конца года можно ждать еще большего подорожания лекарственных средств и медицинских препаратов…
ПРЕПАРАТЫ ДЛЯ ОНКОБОЛЬНЫХ В ИЗРАИЛЕ ОТПУСКАЮТ БЕСПЛАТНО
В Израиле трудно купить лекарственные препараты без рецепта, потому что практически любой рецепт – это еще и документ, обеспечивающий скидку при оплате. Дело в том, что ежегодно специальная комиссия Министерства здравоохранения Израиля утверждает «корзину лекарств», иначе говоря список фармацевтических препаратов, которые продаются со скидками. Разумеется, скидки на разные препараты разнятся, и они не одинаковы для разных категорий граждан. Минимальные скидки – 10%. Для пенсионеров и онкологических больных обычные скидки – от 85% до 100%. Самые дорогие жизненно важные препараты распределяются бесплатно по специальным спискам, утверждаемым главным врачом той или иной больничной кассы. Так, бывший житель Челябинска, страдавший раком почки (одна уже была удалена), в течение нескольких лет бесплатно получал препарат, упаковка которого стоила больше тысячи долларов. Стоимость «корзины лекарств», определенной при составлении бюджета страны на 2014 год, составила 300 млн. шекелей (около 90 млн. долларов). В новых «корзинах» всегда увеличен перечень лекарств по сравнению с предыдущими годами. В нынешнюю «корзину» вошли 83 новых фармацевтических средства, которые помогут 115 тысячам больных. Право женщин на аборт в Израиле весьма ограничено. И тем не менее в нынешнюю «корзину» включены медикаментозные средства прерывания беременности для женщин в возрасте от 20 до 33 лет. Однако если женщина настаивает на аборте или ей рекомендован аборт по медицинским показателям, то для получения разрешения она обязана пройти соответствующую комиссию. Также в «корзину» 2014 года включена вакцина против папилломавируса для мужчин-гомосексуалистов. Раньше государство оплачивало такую вакцину только женщинам. Обсуждение «корзины лекарств» до ее утверждения продолжается обычно три месяца. Причем свой голос по ее содержанию может подать любой гражданин. Однако объять необъятное невозможно. В нынешнюю «корзину» попала только часть новейших лекарственных препаратов для лечения диабета и болезни Паркинсона. Вне «корзины» остался сиалис, лекарство от импотенции, ципралекс, средство против депрессии и спрей каннабиса, слабое наркотическое средство, которое используется при сильных болях.
ЛЕКАРСТВА В ГРУЗИИ ДЕШЕВЕЮТ, НО ОНИ ПО-ПРЕЖНЕМУ НЕ ВСЕМ ПО КАРМАНУ
На грузинском аптечном рынке с октября 2013 года лекарства подешевели на 20–30%. Кроме того, аптеки стали активно прибегать к разного рода акциям, в ходе которых медикаменты продаются по сниженным ценам. Однако в целом стоимость лекарств все еще остается одной из серьезных проблем для потребителей – особенно для пенсионеров и социально незащищенных граждан. Поэтому они в рамках государственной страховой программы пользуются льготами при приобретении медикаментов. Государство напрямую в регуляцию цен на аптечном рынке не вмешивается. Министерство труда, здравоохранения и социальной защиты населения проводит политику обеспечения здоровой конкуренции на фармацевтическом рынке. По мнению главы этого ведомства Давида Сергеенко, именно легальная конкуренция должна регулировать цены на лекарство. Вместе с тем Минздрав ужесточает контроль за назначением врачами медикаментов. В одном из интервью министр Давид Сергеенко признал, что «часто встречаются случаи, когда врачи заинтересованы в том, чтобы выписывать разные медикаменты». Он назвал эту практику «коррупционной» и высказался за необходимость восстановления системы рецептов.
Источник.
|
</> |