
Россия и Индия ведут переговоры о передаче лицензии на сроительство ДЭПЛ проекта 636


Индийская дизель-электрическая подводная лодка проекта 877ЭКМ на ремонте и модернизации на АО "Центр судоремонта "Звездочка" в Северодвинске (с) Валерий Уткин / ТАСС
По данным "Ъ", основная проблема кроется в выборе индийского партнера: непонятно, какая именно из местных верфей в состоянии реализовать проект в максимально короткие сроки, поскольку Индия нуждается в срочной модернизации неатомного подводного флота. Сейчас в составе ВМС Индии находятся всего девять ДЭПЛ проекта 877ЭКМ "Палтус" российской постройки, а также четыре субмарины типа Shishumar (тип 209 германской постройки). Спецификационный срок службы лодок 877ЭКМ составляет 25 лет: у первых шести индийских ДЭПЛ этого проекта он уже истек, а у оставшихся подойдет к концу в течение ближайших десяти лет. Ремонтом "Палтусов" занимаются на северодвинской "Звездочке", на которой с 1997 года было отремонтировано пять индийских лодок этого проекта, и "Адмиралтейские верфи" (отремонтировали две субмарины). На "Звездочке" сейчас находится подлодка Sindukesari, которой в 2015 году исполнилось 27 лет. Это судно было построено Ленинградским адмиралтейским объединением (ныне АО "Адмиралтейские верфи") в 1988 году, и в 1999-2001 годах предприятие уже выполняло первый средний ремонт с модернизацией этой субмарины.
По сведениям "Ъ", возможные кандидаты на место в совместном российско-индийском предприятии — частная верфь Pipavav холдинга Reliance Defence и верфь Larsen&Toubro. Собеседники "Ъ", близкие к переговорам, отмечают, что владелец первой верфи — промышленник Анил Амбани — имеет очень серьезные лоббистские возможности в правительстве Индии и имеет прямой выход на премьера страны Нарендру Моди. Технические возможности второй верфи в большей степени устраивают российских переговорщиков, однако окончательное предложение должны сформировать индийские военные и правительственные чиновники. "Нам, конечно, было бы выгоднее продавать подлодки без трансферта технологий — тогда мы получаем "живые" деньги,— говорит высокопоставленный чиновник, причастный к военно-техническому сотрудничеству.— Но система изменилась: все хотят получить доступ к воспроизводству продукции, а не совершать разовые закупки. И мы вынуждены этот доступ давать — иначе мы потеряем рынок".
|
</> |
