Роменна-2016: ido katha batina lokhi
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Я на самом деле вообще не люблю писать персонажные отчеты - очень трудно выражаются эмоции, выцветают как-то в тексте; а уж сейчас, когда я до сих пор местами то вою, то бегаю по стенам, то рвусь кого-нибудь убить, это и вовсе нереально. Поэтому давайте тут будут в основном игроцкие впечатления. Извините, если кого задену, не хочу сейчас деликатничать и лицемерить, да и Арун-Мулхэр не велел :-)
Давайте по порядку. Игра очень четко распалась для меня на три блока - "до короля", "после короля" и "финал". Вот в такой последовательности и пойду.
Часть первая. Шаланды, полные кефали, в Ромэнну Ибан привозил.
Товарищи! Я в курсе, что мы всю дорогу не умели играть эльфов. ОК, эльфы - СЛОЖНЫЕ. Я сам не умею играть эльфов и знаю хорошо если совсем немного человек, которые умеют. Что в эльфах сложнее всего? Как мне кажется, то, что они - естественные и ненапряжные. В смысле, у них есть огромное ощущение собственной силы и угарности, но оно для них настолько фон, что они этим не гордятся и не возносятся. А просто с этим живут. Суметь это изобразить - это, товарищи, проще ежа родить из головы в полном боевом облаченьи.
Но нумэнорцы по основе своей гораздо же проще. Они все-таки люди, пусть и дюже эльфоподобные; но их эльфоподобность есть феномен культурный (за редкими исключениями, о коих далее). Таким образом, основой для их самоидентификации как именно нумэнорцев, Людей Запада, становится не естественное чувство себя неотъемлемой частью мироздания, как у эльфов, а - пафос. Местами переходящий в Пафос, а местами - в ПАѲОСЪ.
Нумэнорцы на пафосе работают, на нем живут, им и питаются. Они Люди Запада, Высокий Род, Закатные Воители, Короли Людей, Много Других Больших Букв. Играть нумэнорцев без пафоса - это как играть парижан 1920-х без моды или русских 1850-х без православия-самодержавия-народности.
Игра была заявлена как трагикомическая. Можно ли играть пафос, добавляя к нему толику горькой комедии? Боги, да. Вот персонаж Ильтин
![Роменна-2016: ido katha batina lokhi Роменна-2016: ido katha batina lokhi](/images/main/romenna-2016-ido-katha-batina-lokhi-dd1cd2.jpg?from=http://l-files.livejournal.net/userhead/1179?v=1366805874)
И если мы этого не делаем, то совершенно непонятно - а что, собственно, вот в этих чуваках именно нумэнорского? Что отличает их от любых других людей? Как сыграть эту суперзначимую для них самих разницу между ними и Младшими?
Правильный ответ - никак. Срок жизни? На игре не моделируем без дико деролящих карточек-шмарточек. Железное здоровье? Та же фигня. Ограниченные способности ко всяким эльфоштукам типа осанвэ? Смеетесь. Таким образом, единственное, что нам остается - это поведение. А вот как раз его-то мне на этой игре и недодали со страшной чугунной силой.
Товарищи, ну давайте посмотрим на дело честно: это была Одесса-мама, Таганрог и московская Хитровка. Шум, гам, старик в маразме, таможня, бюрократия в канцелярии, адовы вопли Диргона (какой нумэнорец вообще позволит себе подобному так на себя орать? вы чего? так с рабами-харадцами можно разговаривать, а не с согражданами по Острову!), потрясающее начало игры - эти самые распоряжения о градостроительстве (которые половина стоящего рядом со мной народа сразу же восприняла как пародию на собянинские реформы - и начала реагировать, о боги, соответственно)... Кладбище. Перенос кладбища и само кладбище - это был прямо удар по почкам. Ребята, вы представляете себе, что такое для нумэнорцев Усыпальницы Предков? В "LoTR" - помните? в Минас Тирите? Рат Динэн, вот это все? Как можно было из этого сделать такой адов повод для стеба?
Фуф. Поймите меня верно, я не то чтобы против стеба как такового, я не Анариэль и не считаю, что в Нумэноре кабаков не было. Были, как без них. Но тут у меня с самых первых минут игры создалось ощущение, что мне не предлагают для инролинга ничего, кроме кабака, а я, поймите меня верно, таки сколько-то затачивался под Нумэнор. Я пятнадцать лет им болею, у меня наработанных и отработанных моделей - как адовой грязи. И тут дело не только в этом. У меня в принципе есть ощущение, что стеб на игре - он до определенной степени уместен и даже необходим, но только в качестве приправы. Если у вас есть собственно сырье, плоть игры, если у вас составлено представление о том, что должно происходить на полигоне и почему вы именно этих людей играете, а не других - то и немножко пристебнуться не грех, и постмодернистски что-то обыграть. Но это должно быть вместе с игрой, а не вместо игры. Когда я понимаю, что для 80% людей на полигоне само содержание игры представляет из себя просто пространство для стеба - я теряю сцепку с реальностью игрового мира. Постмодернизм нуждается в реальности, он на нее опирается; если перетрактовывать и обыгрывать нечего, то и постмодерн становится невозможен и непонятен.
И нельзя - вообще нельзя - деконструировать опорные конструкции. Культ мертвых, любовь фанатическая к городу и Острову, строительство Армады, история про старение и смерть - это то, на чем Нумэнор держится, что создает, простите, эгрегор какой-то, что ли. Контекст. Базу. Если вы обстебали это все, если старение у вас представлено дедом Варбузаром, если на строительство Армады народ загоняют, как на субботник при Брежневе, а на кладбище стоят таблички с надписями типа "Он это зря" - то вы не оставляете себе, собственно, возможности на что-то опереться; а как следствие, и возможности сыграть с этим в постмодерн.
Исключения. Они, со всей очевидностью, были.
1. Потрясающее игротехническое решение в начале с самосожжением Ирильдэ. Это спасло для меня возможность игры как таковой; после звездеца и дизастера с градостроительством я вообще находился в состоянии "блин, как мне вролиться-то?!" - и тут такое! это дало резчайший контраст и вкормило мне энергии достаточно, чтоб подхватить-таки персонажа и начать взаимодействовать с миром. А еще это задало тон всех дальнейших пертурбаций в мэлькорианской общине.
2. Сама община. Это было круто, граждане. Это было ярко. Имразор с его проповедью любви. Нулуфэль с ее потрясающей историей (вот ничего же не раскусил! ах, Брут, Брут! И ты! и ты...) Нилумит с ее черт-те какими интригами. И все остальные, на самом деле. Эфализинд не сгребался в ночь из Ромэнны только ради этой общины, взял за нее абсолютную ответственность и нашел в ней смысл. Спасибо, ребята.
3. Арбазан. Просто Арбазан. Лучше врага у меня не было на полигонах годами. Мы с Хэльвдис вообще прекрасно сходимся в противофазу (Раймон, старая сволочь!) - но тут оно прямо взлетело и заколосилось так!..
4. Тариэл. Этого чувака Эфализинд интенсивно ХОТЕЛ. Он должен был быть нашим. Он просто обязан был быть нашим. В нем было огня в три раза больше, чем в среднем мэлькорианце. Он случайно оказался Верным. Тьфу ты, черт!
5. Мзевинар. Потрясающая встреча из прошлого. Вся та завязка, которой я хотел, была отыграна на сто процентов и реализована именно так, как мне нужно было. И додала мне откровенной драмы в конце.
6. Эпизодические, но яркие взаимодействия со братьями Агазаром и Агамиром. Они составили для Эфализинда единственное адекватное представление о народе этого города, в сущности, отыграли за весь бэкграунд вместе взятый.
7. Нало. Но о нем позже, он уже по сути относится к следующему этапу; искра высеклась уже под финал, до этого он вызывал у Эфализинда только смутное любопытство.
Но главным актором и агентом для Эфализинда был (была?) и оставался (оставалась?) Вираат, конечно же. И это, товарищи, очень оказалось для меня сейчас показательным. Если основной сюжет для меня завязывается и реализуется через человека, с которым мы приехали на игру и взаимодействовали плотнейше до игры, если я, по сути, играю тем самым в то, что мы привезли с собой, а не в то, что я нашел на полигоне - здесь что-то со всей очевидностью НЕ ТАК. Игра должна давать новые завязки и новые идеи прямо по ходу себя. Это то, что от нее требуется. И я понимаю, что эта игра тоже могла так сделать - но из-за чудовищного расхождения в эстетических моделях у меня просто не хватало пороху эти завязки искать и подбирать.
К середине дня субботы я не мог играть уже даже с теми, кого помянул в списке выше. Общий фон давил меня чудовищно, я поймал себя на том, что начинаю спазматически стебаться сам (в особенности строительство кораблей сюда легло!) - и это мне страшно не понравилось. И зримым символом происходящего на игре для меня стала громогласно озвученная на весь полигон в ночь с пятницы "Песенка про Пидарасов" ("Мне снятся странные сны...") - которую неизвестные мне, слава Богу, люди исполнили на много голосов на городской площади, искренне полагая, что таким образом они убедительно отыгрывают гуляющую золотую молодежь.
И вот в таком состоянии серой депры я тупил посередь полигона до самой середины субботы. И тут приехал Король. Об этом - дальше.
|
</> |