РОМАНТИКИ?
cambria_1919 — 19.04.2024Такие люди были всегда.
Однако относились к ним по-разному.
В иные времена их считали солью земли, в другие - необходимым бодрящим элементом, в третьи - опасными чудаками.
И теперь их множество.
Те, в ком кипит и пенится "безумство храбрых".
Наверное, каждый хоть одного такого отчаянного сумасброда, да встречал в реальной жизни.
Это они лезут на скалы и крыши, чтобы сделать самые невероятные селфи:
Они пускаются в опасные путешествия, стараясь встретиться с опасностью один на один:
Или так (похоже, здесь смелость таки покидает героя):
Они прыгают с мостов и небоскрёбов, перескакивают с крыши на крышу:
Цепляются к поездам:
И ввязываются в свирепые необъяснимые драки:
То есть это люди неодолимо и беспорядочно бесстрашные.
Такими уж родились.
Девушки подобного рода тоже попадаются:
Но всё-таки большинство – молодые мужчины:
Теперь их называют адреналиново зависимыми.
Жизнь им не в жизнь, если жизни этой ничего не угрожает.
Разумеется, война тоже их стихия.
Классика:
А вот в обыденной жизни им тесно и скучно.
Раздольем для таких безбашенных смельчаков стала эпоха романтизма.
Они вошли тогда в большую моду.
Надменные гордецы, презирающие мир и смерть:
Рискующие всем, что у них есть.
Ищущие любых опасностей и совершающие невероятное просто ради того, чтобы не скучать:
Лучшим способом развеять рутину жизни в те времена считалась дуэль.
"Риск - благородное дело":
Именно в то время дуэли стали обыденностью.
Мода на дуэли была общеевропейским поветрием.
Драться можно было и по старинке, на шпагах:
Вот ещё столь же усатые дуэлянты:
Но куда вернее и смертоноснее был пистолет.
В XIX веке он явно оттеснил шпагу:
В конце концов даже вид спорта такой возник – дуэль на пистолетах.
На Олимпиаде в Лондоне в 1908 году этот вид был представлен.
Чтобы при этом не случилось ненароком смертоубийства, пули были восковые.
Вдобавок спортсмены облачались вот в такие милые защитные костюмчики:
Чемпионами-дуэлянтами Олимпиады-1908 на разных дистанциях стали грек Константинос Скарлатос и француз Леон Моро.
Капитану Моро тогда было уже 46 лет, но мастерство есть мастерство:
Однако когда больше всего ценишь в жизни честь, страсть и риск, дуэль в балахонах и с восковыми пульками явно не то.
Потому дуэли были реальными, без дураков.
Особенно в офицерской среде.
Где отказавшегося от поединка товарищи подвергали остракизму и вынуждали к отставке.
Но штатские тоже вполне себе дрались на дуэлях.
Вот какие-то пожилые дяденьки стреляются перед целой толпой таких же солидных господ:
Дуэль в изображении дуэлянта Михаила Лермонтова:
Да, русская литература дорого заплатила за это мишурное щегольство.
Стрелялись не только сами поэты (считается, что Пушкин вызывал противников на дуэли не менее 20 раз).
Стрелялись и литературные герои, так хорошо знакомые нам по школьной программе.
Например, Печорин:
Реальные любители поединков, пережившие множество подобных (запрещённых законом!) приключений, тоже в России водились.
Знаменитые дуэлисты-бретёры становились героями светских пересудов и городских легенд.
Среди удачливых бретёров (то есть не их убивали на дуэлях, а напротив, они убивали) отчего-то попадались чаще других Фёдоры.
Прославился бретёр Фёдор Уваров.
Он участник более чем 40 дуэлей.
Прозвище его было Уваров Чёрный – поскольку был он жгучим брюнетом и безжалостно метким стрелком:
Знаменитому дуэлянту князю Фёдору Гагарину устрашающего прозвища не придумали – он именовался просто Феденькой.
Вполне симпатичный был романтик - противников никогда не убивал:
Самая же громкая слава бретёра была у Фёдора Толстого.
Этот тот самый, из Грибоедова, "ночной разбойник, дуэлист".
Плюс он же - нечистый на руку (а потому подозрительно удачливый) игрок в карты.
Граф Толстой по прозвищу Американец:
Этот искатель приключений и лихой прожигатель жизни даже принимал участие в кругосветном плавании под командой Крузенштерна.
Где отравлял своими дурацкими выходками жизнь команды, отчего был высажен на берег Камчатки.
Прозвище Американец отсюда.
Это Американец уже в старости, когда бросил буянить и драться на дуэлях:
Между прочим, он был родным братом совершенно не похожей на него нравом "русской Моны Лизы" - Марии Лопухиной, урождённой Толстой.
Всем нам прекрасно известной по портрету Боровиковского:
Толстой-Американец - в отличие от скорее неприятного шутника, чем душегуба Феденьки Гагарина - стрелял на поражение.
Как правило.
В поединках он отправил на тот свет аж 11 человек (за что 11 раз был разжалован).
Современники числили за Толстым кто 30, а кто и 70 дуэлей.
Толстой мог ведь и Пушкина убить.
Но дуэль не состоялась – Пушкина вовремя сослали на юг.
Противники лишь обменялись эпиграммами.
Эпиграмма Пушкина, естественно, была ярче и элегантнее, зато Толстой Пушкина обозвал Чушкиным.
В громком списке хронических дуэлянтов значится и один Михаил.
Это Михаил Лунин - знаменитый декабрист, закончивший жизнь в далёком Акатуе:
Впрочем, Лунин вообще человек странный во многих отношениях.
Взгляды его для декабриста необычны - был он страстным полонофилом и католиком.
Из преданности католицизму Лунин оставил масонскую Ложу трёх добродетелей, которой был предан.
Даже в Акатуе он истово молился перед большим распятием, присланным ему из Рима и освящённым самим папой.
А в молодости Лунин был блестящим офицером крайне неспокойного нрава:
Он рискованно проказничал и так и рвался сделать что-то необыкновенное.
Собирался убить то Наполеона, то Александра I.
Стал отчаянным дуэлянтом, без конца стрелялся и получил таким образом множество ранений – был "как решето", по словам друзей.
С кем он только не стрелялся!
Даже вызывал на дуэль великого князя Константина Павловича, брата императора – что было совершенно немыслимо:
Стрелялся Лунин и с Фёдором Уваровым – тем самым, Чёрным, с 40 дуэлями.
Впрочем, поединок записных бретёров закончился настолько благополучно, насколько позволял их нрав.
То есть оба были ранены, успокоились, потом подружились, а Уваров даже женился на любимой сестре Лунина Екатерине:
Разумеется, за дуэли Лунин бывал разжалован, потому на этом портрете он в партикулярном платье:
Лунин считается одним из прототипов Долохова в "Войне и мире".
Прототипом именно по части опасных молодецких проказ и отчаянной храбрости (история с медведем, дуэль и т.д.):
Об этом странном человеке оставил воспоминания другой декабрист, товарищ по ссылке Матвей Муравьёв-Апостол:
Лунин запомнился ему именно как неукротимый искатель острых ощущений:
"Михаил Сергеевич Лунин был изранен в бесчисленных дуэлях.
Ощущение опасности было необходимейшей потребностью его жизни; он жадно искал случая для вызова.
Если таковой долго не попадался, то он, как бы нечаянно, толкал на улицах кого-нибудь из незнакомых ему людей, уверяя, будто ему наступили на ногу.
Когда ему доказывали противное, тогда он вызывал на дуэль за обвинение во лжи".
И всё - к барьеру!
Такой вот милый был человек.
Дуэльные пистолеты со всеми необходимыми штучками были тогда у каждого уважающего себя господина:
Правда, на дуэли Лунин чаще всего сначала стрелял в воздух.
Ну, и подобные романтики, само собой, очень любили порисоваться перед дамами.
И было перед кем.
Как будто специально для них всегда находились красавицы (как и теперь находятся), которые непременно хотят, чтобы ради их прекрасных глаз совершались подвиги:
Причём сию минуту!
Почему-то такая дама обязательно предлагает кавалеру прыгнуть – то с моста, то со скалы, то из окошка:
И в романтическую эпоху подобные дамы не переводились.
"Однажды в Одессе в 1819 году он (Лунин - С.) беседовал на балконе третьего этажа с известной тогда красавицей Валесской.
Разговор шёл о исчезновении в мужчинах рыцарства.
Валесская приводила в пример, что теперь уже ни один из них не бросится с балкона по приказанию своей красавицы":
Да это же просто пушкинские "Египетские ночи", только в виде одесского анекдота!
Правда, третий этаж даже в хрущобах высота изрядная, а уж в старинных добротных строениях и подавно серьёзный вызов.
Хотя трёхэтажных зданий в тогдашней Одессе было крайне мало, разве что вот эти:
Окончание истории так мило, что приведу его с удовольствием:
"Лунин был равнодушен к Валесской, но не мог отказаться от ощущения некоторой опасности.
Он смело и ловко бросился с балкона и благополучно достиг земли, так как тогда улицы были не мощены".
"Я жил тогда в Одессе пыльной", - свидетельствовал и Пушкин.
Пыльная буря в Одессе в XIX веке:
Эта прославленная пыль и уберегла Лунина от очередной серьёзной травмы.
Просто случилось ещё одно приключение с привкусом риска.
"Всё это не мешало ему быть в сожительстве добрым, милым товарищем, а в обществе весёлым, остроумным, любезным человеком".