Романтичная эпоха первопроходцев
lozga — 06.03.2020 Человек издревле шел в неизвестность. Новые земли, моря и океаны, подводный мир, воздух и космос - веками первыми шли люди, и только совсем недавно эту почетную и опасную работу мы передали роботам. Вышедший в конце прошлого года фильм "Аэронавты" рассказывает одну из множества историй той героической эпохи.Картина показывает нам беллетризацию рекордного по высоте полета 5 сентября 1862 года - фильм не является полностью документальным, в сюжет добавили другие приключения, а одного из главных персонажей вообще заменили на собирательный образ авиаторов другого пола. Это даже привело к заметному возмущению.
В реальности в полет отправились двое немолодых мужчин - ученый Джеймс Глейшер, которому было на момент старта 53 года, и пилот Генри Коксвелл, сорока трех лет.
Глейшер слева
В кино Глейшера омолодили раза в два, а Коксвелла заменили на выдуманного персонажа Амелию Рен. С ней получилась сложная история - персонаж основан на реальных женщинах-аэронавтках, но из другого времени. В начале 19 века почти половина аэронавтов была женщинами, но тогда это занятие было ближе к цирковому шоу, существовали даже династии аэронавтов, аналогично цирковым. Амелия в наибольшей степени базируется на Софи Бланшар, также потерявшей мужа, погибшей из-за фейерверков, поджегших шар, в 1819 году.
Софи Бланшар
Но вот полвека спустя, когда аэронавтику стали продвигать как серьезное занятие, женщинам там места уже не нашлось. В викторианскую эпоху научные изыскания были "бременем белого мужчины". Женщины же незаметно прикладывали руку к научно-техническому прогрессу на производстве воздушных шаров. Так что Амелия со всеми элементами шоу является, наверное, главным прегрешением против реальной истории в фильме. Решение выбросить Коксвелла из сюжета было встречено неоднозначно, например, директор библиотеки Королевского общества Кейт Мур в интервью Telegraph заявил: "большой позор, что не был изображен Коксвелл, он отлично себя показал и спас жизнь ведущего ученого". Лично у меня это не вызывает особого отторжения, я не требую абсолютной точности от беллетризации, но если такими темпами через десять лет снимут кино, как с Армстронгом вместо Олдрина высаживается на Луну темнокожая бодипозитивная небинарная персонажка, не знаю, буду я смеяться, ругаться или воспринимать подобный фортель равнодушно.
С 1862 по 1866 год Глейшер провел 28 подъемов на воздушном шаре и собрал огромное количество уникальных для того времени данных. Это он обнаружил, что ветер на разной высоте движется с различной скоростью и исследовал процесс формирования дождевых капель. А по результатам полетов выпустил книгу "Путешествия в воздухе". Ее интересной особенностью было красивое наложение графиков высот и температур на рисунки пейзажей, видимых с воздушного шара. Подход перенесли в фильм. Лично мне такая "дополненная реальность" очень нравится.
Полет 5 сентября действительно был рекордным - Глейшер потерял сознание на высоте 8800 м, а по расчетам шар поднялся на высоту 9,5 км или даже выше. Только сорок лет спустя, в 1901 году, люди, оснащенные кислородными приборами, поднялись на 10,8 км. Как и в кино, дело действительно могло закончиться плохо - у Коксвелла замерзли руки, но он смог потянуть за трос выпускного клапана зубами. Так что многое из показанного является передраматизацией, но реальных событий. В "Путешествиях в воздухе" можно найти и бабочек, замеченных на большой высоте, и глорию (радугу в противоположной стороне от Солнца).
Глория
Даже нереалистичный эпизод перед посадкой не выдуман полностью, а взят из другого полета Глейшера и передраматизирован. Тогда шар снижался настолько быстро, что нижняя часть шара, по описанию, стала похожей на парашют.
Иллюстрация из "Путешествий в воздухе"
В целом фильм радует прекрасным визуальным рядом и рассказывает, пусть и простую, но интересную историю с хорошим и правильным пафосом познания.
Наблюдение метеорного потока с воздушного шара, иллюстрация из "Путешествий в воздухе"
Ну и, конечно, после просмотра нельзя не задуматься о том, что сейчас опасности и приключения передали роботам - аналогичные задачи решаются и сегодня, но с помощью беспилотных метеозондов - они удобней и дешевле даже несмотря на то, что не всегда оснащаются парашютами для мягкого приземления оборудования. Это перекликается с космонавтикой, где машины тоже очень сильно потеснили первопроходцев-людей.
Запуск исследовательского метеозонда NASA
Нажмите эту кнопку, и вам будет приходить сообщение, когда выйдет мой новый пост.
Я в социальных сетях:Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube
Поблагодарить деньгами: Яндекс.Деньги, PayPal, Webmoney
|
</> |