Ролан Быков: "В Новгородской республике было мало свободы, но была Воля!"
philologist — 12.07.2018 Ролан Антонович Быков (1929-1998) — советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр, кинорежиссёр, сценарист, педагог. Народный артист СССР (1990). Лауреат Государственной премии СССР (1986). В 1986—1990 годах — секретарь Союза кинематографистов СССР. Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника». Член административного совета Генеральной ассамблеи по проблемам детского и юношеского кино при ЮНЕСКО. В 1989—1991 годах — Народный депутат СССР. Возглавлял Внепартийное общественно-политическое Движение 95 — Союз общественных организаций работников культуры, науки, образования и экологии. На выборах в Государственную думу 1995 года возглавлял (вместе с И. Хакамадой и В. Джанибековым) избирательный блок «Общее дело».Ниже размещены фрагменты дневников Ролана Быкова, в которых он упоминает Великий Новгород. Текст приводится по изданию: Быков Р.А. Я побит - начну сначала! : Дневники / коммент. Е.В. Санаевой. - М.: АСТ: Астрелъ, 2010.
Конец 1981 - 1-я половина 1982 г.
То, что русские богатыри служат князю Владимиру, при том что он их предает, то, что Василий - горький пьяница, был в кабаке и все пропил - тоже крайне интересно. То, что Василий Буслаев отлупил Новгород и убил Крестного, который спрятался в колоколе, - все это от здорового и мудрого нравственного отношения к власти.
02.11.84 г.
Читаю былины о Василии Буслаеве, читаю комментарии и статью Ю.И. Смирнова и В.Г. Смолицкого «Новгород и русская этическая традиция». «Многим нашим современникам Господин Великий Новгород рисуется в романтической дымке, навеянной демократической традицией ХIХ века, страстно противопоставляет Вечевую Республику, подлинно русское народоправство, все подавляющему русскому самодержавию. Но что реально мы знаем об истории поистинно Великого города - Республики?». (Так начинается статья.) До славян: эсты, прибалтийские фины, ижора, чудь, весь, вепсы, водь и т.д.
Новгород, а где же старый город? Старая Русь? Старая Ладога? - Ответа нет. Славяне считаются с V-IX веков. Классический период жизни Новгорода - XII-XV вв. (Тогда и создавались былины, ближе к ХII-ХV вв.) Было очень много институтов власти, создававших динамическое своеобразие: две церкви: белая и черная (монастыри), объединения бояр, выборные от <(концов», улиц, сотские, тысячные и т.д. Общие пиры - братчина. Братчина - юридическое лицо. На пирах решались вопросы, обиды. Пили брагу и пиво. Много было драк, и даже убийства. На братчине началась потасовка и у Буслаева, на ней же спор Садко.
Лихачев: «Новгород был одним из наиболее крупных рассадников предвозрожденческих настроений». В нем постоянно рождались ереси. Борьба переходила в драку, где с моста сбрасывали в Волхов. Быть может, поэтому в новгородской этической традиции появляются герои, противопоставляющие себя обществу.
«Не удовлетворенный своим положением в условиях, заранее все предопределяющих, Василий Буслаев находит выход в ... том, чтобы вызвать на бой весь Новгород». (А вот это уже "горячо" - тут только один шаг до подлинного вопроса - о духовном содержании в образе Василия Буслаева, о поиске духовности и духовной вольницы, о национальном самосознании, национальном характере и т.д.) Север, где записывались в ХIХ веке былины, колонизировался новгородцами, но не только, туда шли потоки бедных, беглых, старообрядцев и т.д. Эти переселения еще не оценены должным образом.
«В тесной связи с историей заселения Русского Севера нужно рассматривать и результаты собираемых там эпических песен». Репертуар зависел от срока заселения местности: чем раньше, тем богаче, чем позднее - тем беднее, лишь поздние - об Илье Муромце. И более того - к XV в. эпос был скорее общерусским, нежели новгородским. Авторы написали очень интересную статью. Они почти вплотную подошли к определению былины по ее духовному содержанию, по анализу заключенного в ней идеала. Ибо доказав, что былина пришла к нам в записях уже «смешанная», уже "общерусская", они тем самым оторвали ее непосредственно от Новгорода, от Киева. К нам былина пришла уже при единстве централизованного государства, и это главное - самосознание нации бьшо давно закончено, национальный характер (в духовном смысле) уже сложился и уже пережил различные этапы своего развития.
И тут самое важное понять, что язык, нация в момент своего образования и самосознания развивались и складывались неразрывно с фольклором, мифологией, мировоззрением. Ничего в жизни духа не существовало вне национального сознания, той первой достаточно сложившейся общности, которая дала возможность родиться и сложиться духовности как некой общей, уже существующей в сознании человечества «этической материи». Но именно национальный характер духовности очень долго, по сегодняшний день, ставит огромный, все еще неодолимый барьер между взаимопроникновением национальных культур. В этом смысле распространенная тенденция искать влияние, подражание, заимствования и т.д. - тенденция очень ограниченная. Миграция одних сюжетов, схожих до буквальности, не только не означает «влияния», а, напротив, только яснее ясного обнаруживает всю невозможность «Заимствований» в духовном смысле. Духовный критерий обнаруживает не сходство, а сугубое, бесконечное различие содержания. <...>
Русский фольклор, русская мифология, русский эпос очень своеобразен и свое6бразен. Более всего на свете сегодня он важен своим отличием от фольклора, мифологии и эпоса других народов. Только поняв, изучив, осознав его отличия, лучше всего возвращаться к тому общему, что его связывает с другими национальными духовно-образными системами. Илья Муромец не Давид Сасунский и не Геракл! И происхождение этих богатырей разное. И не просто разное, а любопытнейшим образом разное.
И самоубийство Дунай Ивановича и Добрыни Никитича требует особого осмысления, как поступок богатырей. И то, что Муромец убил сына, и то, что русские богатыри были на службе, и то, что Садко не победил Новгород, а Василий Буслаев победил, и то, что фантастический элемент рождается в русском эпосе там, где лежит тайна богатства (Садко, Вольга) - все это по духовному критерию составляет особое, неповторимое своеобразие. Оно требует осмысления. И тогда взорвется смысл всего того, что может дать сравнительный метод в изучении фольклора. Только сравниваться будут не только точные вещи, как сюжет, положение, а сравниваться будет нравственный итог, поиск, идеал, - все, что входит в понятие духовного содержания. Метод режиссерского анализа - это во многом метод постижения духовного содержания, структуры, построения, борьбы, саморождения истины в борьбе - с точки зрения духовного критерия метод режиссерского анализа еще требует огромной работы над формулировкой содержания и принципов. Но сегодня мне ясно одно: Режиссерский анализ дает возможность определить параметры духовного критерия - через реконструкцию, через действенный характер, через превращение во плоть (воплощение).
15.11.84 г.
Слово «независимость какое-то политическое, западноевропейское. У русского языка есть слово «воля». В Новгородской республике тоже было мало свободы (власть была столь многочисленна и перепутана, что черт ногу сломит разобраться), но была Воля! Самое интересное, что Воля - это и свобода (включая свободу духа и беспечность самой свободы) и Воля же - это усилие личности, способность личности направлять свое поведение и диктовать его другим.
Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy
- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky
|
</> |