Родня


Режиссер Никита Михалковю. Фильм 1981 года, тогда я его и смотрел, многое позабыл.
Фильм простой и прозрачный, один из лучших у Никиты Сергеевича, еще не утратившего талант. Я бы даже сказал, что фильм снят и сделан особенно виртуозно, игра планами, темами, мотивами, противопоставлением чистой деревни и извращенного города. Причем это сделано тонко, ненавязчиво. Простая русская баба - Нонна Мордюкова - не совсем уж воплощение исконно-посконной сермяжной чистоты. А городской неврастеник Тасик - Юрий Богатырев, как и его жена - Светлана Крючкова - не совсем уж "оторвавшиеся от почвы" манкурты. У них своя правда, они так же имеют право на существование, как и одинокий интеллигент, главный инженер рыбзавода Ляпин - Андрей Петров, замечательный актер из театра Советской армии, редко снимавшийся, к сожалению. как и алкоголик Вовчик - Иван Бортник, но вот он, по-моему, перебирает через край, и не сам по себе, а по указанию режиссера.
Вообще-то местами то, что придумал Никита Михалков, меня неприятно резануло. Зачем он ввел в действие трансвестита-малолетку? Почему внучку героини Мордюковой должен был играть мальчик Федя Стуков (известнгый рыжий завсегдатай "Ералаша")? Это ведь тоже извращение. Девочек не было что ли...
Да и сам образ "избалованного городского ребенка" в наушниках - чересчур утрированный, перекрученный.
Ну а итог конфликта, больше духовно-нравственного, простой русской бабы с городскими жителями, амбивалентный. Надо отдать должное Михалкову, что, в отличие от "Обломова", где явственно противопоставлено исконное "добро" (заглавный герой) наносному "злу" иноземного происхождения (Штольц, опять же Юрий Богатырев), здесь, в "Родне", нет правых и виноватых. Лично мне симпатичнее всех герой Ан. Петрова, порядочный и незаурядный человек, достойный лучшей участи. Мордюкова - актриса великая, но ее простая русская баба с правдой-маткой наперевес внушает ужас и трепет. Не знаю,хотел ли этого Михалков...
Еще

Музыка - Эдуард Артемьев
Мое кино
|
</> |