Родительское. Мысли вслух и вопросы без ответа.
egretta_alba — 23.11.2012С возрастающей тревогой наблюдаю за своей Соней. Я уверен, что 11 лет – это уже возраст, когда человек в значительной степени сформировался и, соответственно, почти вызрели основные качества личности: и хорошие, и, увы, другие... Да, у меня есть огромное количество поводов гордиться дочкой, но у нас в семье не принято считать алгебраические сумы, т.е. сложить минусы с плюсами, получить в итоге плюс – и успокоиться. Нет, мухи должны быть отдельно, а котлеты – отдельно.
И вопрос не в том, что ребенок не соответствует какому-то придуманному мною идеалу. Понятно, что я люблю ее независимо от этого. Просто мне кажется, что свойство личности, развитие которого я наблюдаю в ней сейчас, способно серьезно подпортить жизнь ей же самой потом, когда на ней уже будет ответственность не только за себя саму, а вот на помощь родителей рассчитывать уже не придется – в силу естественных причин.
Это качество – непонимание слова «надо» и неумение воздержаться от сиюминутных удовольствий. Например, я в ее возрасте уже просто не представлял себе другого поведения, кроме как в пятницу вечером сразу после школы сесть и за полчаса сделать все домашние задания – чтобы суббота и воскресенье были свободными. У нее же находится тысяча причин заменить решение уравнений по математике построением дворцов из конструктора LEGO вместе с младшим братом, прогулками с подругой Дашей, просмотром мультиков, созданием собственной навороченной усадьбы в SIMS 3 и т.д. Час будет оставаться до сна, на завтра уроки не готовы, а ей это дискомфорта совершенно не доставляет…
Под катом – слегка сумбурные рассуждения на эту тему, а также вопрос к читателям.
Мне приходят в голову три основных причины, формирующие характер человека возраста 10-15 лет. И ни одной невозможно объяснить то, что я наблюдаю. Судите сами.
1. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
Я ей отвожу главнейшую роль (некоторые считают, что слишком большую, но об этом будет отдельный пост). Как я понимал в детстве слово «надо» вы уже знаете. Правильно понимал – садился и без напоминаний делал уроки. У жены обстоятельства сложились так, что и детства-то как такового не случилось. И если меня родители ничем не подгружали, и я после подготовки домашнего задания мог позволить себе завалиться с книгой, или решать шахматные задачи, или смотреть мультик, или, в конце концов, гонять с пацанами по окрестностям на велосипеде, то для нее сделанные уроки означали только то, что пора приступать к домашней трудовой повинности. Уборка, готовка, заботы о младшем брате - и все это примерно в таком возрасте, как сейчас у Сони. Так что уж кто-кто, а жена прекрасно понимает слово «надо». Другими словами, генам разгильдяйства у Сони неоткуда взяться. Эта причина отпадает.
2. ПРИМЕР РОДИТЕЛЕЙ
Никто, наверное, не будет спорить, что ребенок во многом копирует своих родителей. Соне в этом смысле есть на кого равняться. И папа при необходимости может сорваться на работу прямо с дачи или рыбалки, и мама откладывает книжку, выключает телевизор, отменяет поход к косметологу и мчится в клинику в свой выходной день, если у какого-то пациента такая ситуация, что нужен консилиум или именно ее специфические умения и знания. Так что перед глазами у Сони очень правильные примеры, как мне кажется.
3. ОКРУЖАЮЩАЯ ОБСТАНОВКА
Здесь мы с женой тоже руководствуемся здравым смыслом. Даже при том, что какие-то вещи мы можем себе позволить материально, у Сони нет повода чувствовать, что все в мире принадлежит ей и по умолчанию вертится вокруг нее. У нее не самый навороченный мобильник среди одноклассников, не самые дорогие сережки среди подружек, нельзя сказать, что она чаще всех своих ровесников ездит за границу и т.д. Самооценку мы ей стараемся сформировать адекватную. Где молодец – там обязательно похвалим, в чем отстает – так прямо и скажем. Разговоры о том, что какие-то вещи у других детей получаются лучше, чем у Сони, в нашей семье не являются запретными. Опять же, наличие младшего брата не способствует развитию чувства своей исключительности.
Но почему же тогда все обстоит так, как обстоит?! Почему ей не свербят не подготовленные вовремя уроки, не наведенный порядок в своем одежном шкафу, посредственно выученный этюд к экзамену в музыкальной школе и т.д.? Ведь это на данном этапе и есть ее обязанности – как работа в своем офисе для папы, работа в клинике для мамы, работа по дому для обоих родителей, как уборка игрушек за собой, чтение, письмо и решение простых математических примеров для ее младшего братика… Почему она так охотно и без зазрения совести меняет выполнение этих обязанностей на сиюминутные удовольствия? Где я промахнулся в ее воспитании, друзья? :-(