Родительский комитет
yaponskiebudni1 — 09.09.2018 Сегодня опять о книжке напишу. На этот раз - про школьный родительский комитет. В Японии его по-английски называют: PTA (Parent-Teacher Association).В последнее время в Японии заговорили о том, что входить в PTA или нет – дело сугубо добровольное. Но на самом деле поди-ка откажись туда вступать! Недавно в нашей местной газете писали о том, какой дискриминации подверглись дети одной такой отважной мамы: помимо всего прочего, после уроков их отправляли домой через запасной выход, чтобы они, не дай бог, не пошли с группой по своему месту жительства: типа, раз вы не в PTA, то и ходите отдельно. И это тогда, когда учителя и родители должны учить детей тому, что издевательства (буллинг) недопустимы!
В типичном варианте все выглядит так: в саму ассоциацию PTA входят все, членские взносы тоже платят все. Активную же работу ведет группа из нескольких человек, каждый год разных, чтобы нагрузка справедливо распределялась. Для удобства я эту действующую группу ниже буду называть род.комитетом.
Работы в род.комитете много: помимо предсказуемой помощи в проведении разных школьных мероприятий, тут и «подношение чая» важным гостям во время школьных церемоний, выпуск школьной газеты, подготовка и проведение просветительных мероприятий для мам, участие в региональных праздниках и т.д и т.п. Как видите, далеко не все имеет отношение непосредственно к детям. При этом, как правило, все собрания проводятся в дневное время, нагрузка немаленькая, так что по своей воле никто на себя ее брать не хочет.
(Фото из интернета. Члены род.комитета на одном из мероприятий)
В книге был описан эпизод выборов в родительский комитет в одной из японских школ. Пришли родители первоклашек на собрание в начале учебного года: тут такого рода собрания проводятся исключительно днем. Но 1-ый класс все-таки, так что и работающие мамы подсуетились, взяли день из отпуска: надо же с первой учительницей ребенка познакомиться! Однако знакомство с учительницей закончилось очень быстро, зато в кабинет ворвались мамочки-родительницы старшеклассников. Они перекрыли выходы (!) и заявили, что пока присутствующие не выберут столько-то человек в родительский комитет – никого отсюда не выпустят. Ничего так подход, да? При этом сразу же заявили, что никаких семейных ситуаций в расчет принимать не будут: хоть младенец на руках, хоть уход за престарелыми родителями, хоть мать-одиночка на двух работах, хоть все это в одном флаконе - неважно. У всех что-нибудь да есть, так что «все равны».
А, выборы не обязательно проводятся таким воинственным способом. Бывает и так: в комитет назначают тех, кто в тот день на собрание НЕ пришел. Своего рода карательный вариант (欠席裁判). Бывает жеребьевка. Бывает, целую систему баллов вводят... А у нас в школе выдают списки детей, где указано, был ли родитель в комитете до сих пор. И нужно «проголосовать» за комитет этого года, выбрав кого-то из списка. Понятно, что тех, кто уже в комитете был, выбирать не надо. А дальше – пиши, кого хочешь. Я всегда сдаю пустой листок. Как-то листок достался мужу – он выбрал то имя, что попроще пишется, т.к. писать на коленке было неудобно... Вот вам и выборы.
Так повелось, что в родительский комитет входят только женщины. Но председатель школьного комитета при этом – обязательно мужчина. Логика простая: как-никак, руководящая должность, как такое можно женщинам доверить! У мужчины работа в основном представительская – он выступает на общешкольных и пр.мероприятиях с речами, а кто в род.комитете пашет – так это «народ», т.е. женщины.
Помнится, когда мне самой пришла очередь «пахать», в лайн (что-то вроде скайпа) вместо меня зарегистрировался муж. Я женщина осталая, аккаунтов там не имею, а у род.комитета вся связь именно там. Муж одно время почитал этот лайн, а потом заглядывать туда перестал. Говорит, почувствовал себя лишним: мамы там помимо всего прочего и дела беременные обсуждают, а ему-бедолаге сказать нечего. Самое интересное в этой истории, что как только в комитете оказался муж – от нас все отстали. Муж на школьные собрания род.комитета не ходил, они же днем всегда. Но почему-то всем было ясно: он мужчина, у него работа, так что никто его не упрекал! Тогда как мне в самом начале учебного года за неучастие в дневном совещании сделали «выговор», и на мое объяснение, что я работаю, ответили, что «а у нас все работают».
Очень мне это обидно. Получается, что женщины сами себя и свою работу (ну, или работу других женщин) считают ниже мужчин. Вроде как враг женщины – женщина, разве ж так можно?
В книге был еще пример на эту тему: когда новенькой в комитете маме предшественница передавала дела, она без конца повторяла, что работа простая, с ней «даже мама справится» (перевожу дословно, на японском - お母さんにもできる) . Т.е. «мама» по определению тупица. И это говорит женщина, которая сама же «мама»!!!
Еще в книге было о бессмысленности части работы родительского комитета, которая ведется только потому, что «до сих пор велась», и никак она ни детям, ни их родителям не помогает. О том, что родительский комитет в его нынешней форме держит мам за бесплатную рабочую силу. В Японии был период, когда большинство женщин было домохозяйками, наверное, тогда доп.нагрузка нагрузка в виде работы в род.комитете была им по силам. Кто-то, может, даже рад был: все-таки возможность «выйти в люди»!
Была высказана версия на тему, почему род.комитет не слышно и не видно, когда речь заходит об издевательствах в школе. Оказывается, род.комитет склонен делать вид, что ничего не было: жертва одна, а «преступников» и «наблюдателей» полно, так что «побеждает демократия»...Был и экскурс в историю PTA в Японии (его я читала по диагонали), было и предложение распустить род.комитет и собирать добровольцев под определенные виды деятельности: кто сможет – тот и помогает... В общем, интересно.
Книжка очень эмоциональная, таким же эмоциональным вышел и этот пост: наболело! А в ваших краях родительский комитет есть?
|
</> |