Родина аистов - 5: Мелетово и его фрески
kuba — 21.01.2025 Церковь Успения Богородицы в Мелетово (1462 г) - один из самых многострадальных памятников Псковской области, Она принадлежит псковскому музею-заповеднику и уже много лет находится в стадии реставрации фресковой живописи, сохранившейся внутри храма. Поэтому регулярного доступа в церковь давно нет. Мы об этом знали и несколько лет назад, когда приехали сюда зимой, чтобы просто посмотреть на древний храм. Тогда же нам сказали об очередной смене подрядчика, реставрирующего фрески. Мы почти расстались с мечтой попасть внутрь в ближайшие годы. И вдруг в прошлом году В нашел на сайте музея объявление о том, что возможно посещение Успенской церкви в Мелетово по предварительной заявке на транспорте экскурсанта из Пскова. Мы тут же решили этим воспользоваться и потратить оставшийся отпускной день на эту поездку (посещение возможно только по будним дням). Экскурсия вас не разорит (4 тыс. руб. всего было в прошлом году), да еще и друзья из Питера решили к нам присоединиться. Главное было договориться с музеем о времени посещения и самим найти время на поездку (ибо Псков от Москвы не так уж близко находится).В день поездки с утра зарядил беспросветный дождь. Мы даже испугались было, что экскурсия не состоится (фрески не любят влажности). Но, слава Богу, внутри храма искусственно поддерживается нормальная влажность, и дождь нам не помешал.
Теперь немного о самом памятнике. Построен он был в 1462 году на средства посадника Я.И. Кротова в крупном селе Мелетово (центром немаленькой волости), стоявшем тогда на дороге из Пскова в Новгород. Причем это была крайняя псковская волость, граничившая с землями Великого Новгорода. В 1910-1914 гг рядом с холодной Успенской церковью возвели теплый Троицкий храм в неорусском стиле. По стилю он совершенно диссонирует с древней постройкой, но отдельно по-своему интересен. К сожалению, его состояние не менее проблемное: в 1964 году церковь закрыли. К 1990-м гг постройка пришла в упадок и сейчас потихоньку восстанавливается. Именно в Троицкой церкви проходят службы, так как Успенский храм не действует.
Мелетово. Успенская церковь (1462 г). Снаружи фотографировала мало из-за сильного дождя.
Это фото сделали несколько лет назад зимой: Успенский (1462 г) и Троицкий (1910-1914 гг) храмы.
Они же со стороны апсид.
Придел Николая Чудотворца пристроен в XVI в.
Успенская церковь также отличается уникальной 32-скатной кровлей.
Рядом в 1914 г освятили церковь Троицы Живоначальной - яркий пример стиля модерн.
Храмоздатная надпись с именами донаторов храма,..
... написанная на на портале Успенской церкви.
Новодельная (2005 г), но весьма нетривиальной архитектуры Троицкая церковь в селе Большое Загорье попалась нам по пути.
Как и собор Ильи Пророка (1825 г) в городе Сольцы Новгородской области.
Улица Ленина в г. Сольцы неплохо сохранила историческую застройку.
А это наш "улов" из летней псковской поездки (неспортивный, впрочем, - грибы мы купили на местном Авито). Поедаем до сих пор.
Фрески Успенской церкви выполнены в 1465 г псковскими живописцами. В программе росписей и выборе сюжетов исследователи усматривают идеологические установки Псковской вечевой Республики, которая в те годы активно противостояла соседнему Великому Новгороду. Написаны фрески были по сухой штукатурке (техника di secco), которая менее долговечна, чем собственно фреска. Похоже, уже в XVIII веке из-за утрат и повреждений они были забелены и обнаружены вновь только в 1870-х г. В ХХ веке проведено несколько расчисток древних фресок, результаты которых мы видим сегодня. Хуже всего сохранность росписей именно в нижней части стен. К счастью, нам позволили влезть на леса, откуда фрески, написанные более высоко, видны гораздо лучше. Взобраться по лесам можно вплоть до самого купола (только осторожно - страховок там никаких нет..
Сейчас видны 43 композиции и 29 фигур, которые после расчистки понесли утраты и потеряли в яркости красок, но качество живописи вполне можно оценить. Фрески выполнены в традиционной византийской манере с некоторыми местными особенностями. Ощущается в них влияние Феофана Грека, которой работал за несколько десятилетий до того в соседнем Великом Новгороде. Видимо, поэтому в росписях отчетливо ощущаются мотивы исихазма (православного аскетизма), последователем которого был Феофан. Обращают на себя внимание несколько сюжетов, которые не встречаются более нигде в русской религиозной живописи. Это и несение Христом благоразумного разбойника в рай, и притча о Гале Милостивой и т.д. Самый известный из этих сюжетов - притча о скоморохе Анте, наказанном за возведение хулы на Богородицу.
Одна из самых известный фресок (1465 г) Успенской церкви в Мелётово - скоморох Ант. Этот сюжет в монументальной русской живописи нигде более не встречается. Сюжет таков: скоморох Ант хулил Богородицу и был за это ею примерно наказан (путем отсечения рук и ног). Скоморох раскаялся и был помилован Богородицей. На фото - главный герой с каким-то музыкальным инструментом.
Притча о скоморохе Анте. Изображение Богородицы.
Наказание и исцеление скомороха Анта, когда у него за хулу на Богоматерь сначала отделились от тела руки и ноги, а потом после раскаяния приросли вновь.
Скоморох Ант с музыкальным инструментом. Борьба Иакова с ангелом (?).
Жервенник храма наилучшим образом сохранил фрески. Изображение апостола Петра в приближении.
В том же жертвеннике изложена притча о Гале Милостивой. Слева изображение Галы в гробу.
это изображение даже подписано: Гала Млтивана.
Свод жертвенника поближе.
Столпник - один из символов исихазма. Святой.
И еще неопознанный святой.
Изображение святого схимника и его лик поближе.
Фрагмент Евхаристии из апсиды храма.
Один из святых отцов из сюжета Евхаристии.
И еще один из святителей. Плохо различимая Неясыть пустынная, которая оживляет детей своих.
Еще один уникальный сюжет: Христос несет благоразумного разбойника в рай (2 фрагмента).
А это Христос и разбойник в приближении.
Еще лики святых
Святой Николай
Святая.
Фрагмент фпески Жертвоприношение пророка Илии.
И еще изображение святой.
Неверие Фомы. Очень выразительный лик святого.
Чудо Богоматери во Влахернах.
Архангел из Благовещения (?)
Фрагмент фрески "Жертвы Илии пророка". Неизвестные пророки.
Лики в приближении дают возможность оценить качество живописи.
Пророк Даниил с годовами своих спутников Азария, Анании и Даниила. Симеон-Богоприимец с младенцем-Христом.
Погребение Христа (фреска в апсиде).
И еще святые из Погребения Христа.
И еще фрагмент Оплакивания Христа.
Очень выразительный лик пророка Моисея.
Пророк - изображение в барабане купола храма. Сохранилась плохо, но динамичность фигуры оценить можно.
Надпись о донаторах церкви.
И снова едва различимые лики, глядящие на нас из 1465 года.
Одна из фресок Успенской церкви в Мелётово: Сретение (Симеон-Богоприимец с младенцем-Христом).
|
</> |