R.I.P.

топ 100 блогов avmalgin06.10.2013 Сейчас с запозданием узнал, что 9 июня умер мой однокурсник и друг в прошлом Сергей Марков, прозаик и журналист. В ЖЖ и ФБ полно общих знакомых, и ни одна зараза не сообщила. А жаль, я как раз в те дни был в Москве, пришел бы проститься.

Сергей был разносторонним человеком, судьба нас то сводила, то разводила. В нашей "шведской" группе на журфаке, куда мы поступили в 1975 году, было всего-то шесть человек. Потом вместе месяц просидели под дождем на картошке на Бородинском поле. Тогда мне казалось, что кроме баб и выпивки, его ничего не интересовало. Но со временем выяснилось, что это не так: он внешне демонстративно упрощал свою жизнь, но внутренняя работа кипела, что выражалось, в частности в том, что он невероятно много читал. На этом и сошлись.

Потом я на три года уехал в Польшу, а когда вернулся, выяснилось, что его только что на год услали на Кубу. После чего мы оба начали делать писательскую карьеру: я - критика, он - прозаика. Тут уже мы стали встречаться очень часто, образовалась некая компания, уже не журфаковская. При этом я принадлежал к лагерю, так сказать, "западников", а он, по семейной традиции, - к "почвенникам". Это нам совершенно не мешало. Первая его книжка, помнится, не впечатлила. Типичная такая бодрая продукция издательства "Молодая гвардия" (с которым, кстати, он был связан всю жизнь, и для которого последние годы писал книги в серии "ЖЗЛ", книга "Че Гевара" осталась незаконченной). А вот рассказы, которые он тогда давал читать в рукописи, были очень хорошие. Но хорошее как раз и не печатали.

Практически одновременно мы женились (он - на дочери народного артиста Михаила Ульянова) и одновременно родили дочерей. Дело дошло до того, что мы с женой отказались от намерения назвать нашу дочь Лизой, а назвали Настей только из-за того, что Марков с Леной Ульяновой успели назвать свою дочь Лизой раньше нас. Поскольку Марков через несколько лет с Леной развелся, Лена и Лиза исчезли из поля моего зрения, а вот его новая подруга жизни Ольга, наоборот, появилась. Всю вторую половину жизни он прожил с Ольгой как за каменной стеной.

Когда я сказал выше о "семейной почвеннической традиции", я имел в виду отца Сергея, поэта Алексея Маркова. Того самого, который в 1961 году ответил на опубликованное в "Литературной газете" стихотворение Евг.Евтушенко "Бабий Яр" (где были такие строки: "Еврейской крови нет в крови моей. Но ненавистен злобой заскорузлой я всем антисемитам, как еврей, и потому - я настоящий русский!") стихотворением, напечатанным в "Литературной России": «Какой ты настоящий русский, когда забыл про свой народ...» В кругах, где я вращался, Алексей Марков считался антисемитом. Я издал книжку о Рождественском и приступил к книге о Евтушенко (на очереди, конечно, был еще и Вознесенский). Поэтому я попросил Сергея познакомить меня с отцом. Это оказался такой небольшого роста очень ехидный мужичок совсем не писательского вида, и у нас с ним была длинная-длинная беседа, а может, даже не одна, сейчас не помню. Никаким антисемитом он, видимо, не был (например, рекомендацию в Литинститут ему писал Б.Пастернак, он любил стихи Мандельштама и даже, кажется, общался с Надеждой Яковлевной). Антисемитизм его выражался в одном: он страстно, всеми фибрами своей души ненавидел Советскую власть. В 1968 году, во время Чехословацких событий, он имел неосторожность, надписывая кому-то свою книгу, написать, что ему впервые в жизни стыдно, что он русский, и этот кто-то, естественно, тут же отнес книжку в КГБ. Был скандал на весь Союз писателей, и случай этот надолго отправил Маркова в опалу. Его буквально бесили песенки про "комиссаров в пыльных шлемах", он не мог слышать фамилию "Вознесенский", после того, как Андрей Андреевич написал поэму о Ленине. Меня совершенно потряс его рассказ о том, как в 1932 году, во время голода, его родители собрали в избе своих пятерых детей, выбрали из них самого крепенького (им оказался будущий поэт), вывели его, а остальных заперли, растопив печь по черному. То есть они удушили своих детей из-за того, что нечем было кормить. А через несколько недель оставленный в живых мальчик тащил за ноги своего огромного мертвого отца в общую могилу, где уже лежала почти вся их умершая от голода деревня.

На мои литературные предпочтения общение с Алексеем Марковым никак не повлияло (а насчет Советской власти я и не заблуждался), а вот в отношениях с его сыном появилась некоторая душевность, что ли. Сын обожал отца, и перенял от него одно качество: всегда говорить, что думаешь, без задней мысли. Потом началась перестройка, кооперативы и все такое, многие начали метаться, пытаясь найти себя в новой жизни. Сережа забросил свое писательство, стал чего-то такое возить туда-сюда, купи-продай, пытался приторговывать сначала иконками, потом современным искусством, открыл даже свою галерею в Центре международной торговли. А потом, когда мы в "Центре плюс" решили издавать журнал "Вояж", мы позвали С.Маркова стать главным редактором первого номера. Немцы это называют "шнапсовым назначением": Марков пришел поздравить меня с новосельем на Ленинградском проспекте и идея родилась за бутылкой. Кажется, уже со второго номера редактор у нас был другой, но не суть важно. Буквально два часа назад под впечатлением от известия о его смерти, я разыскал сайт Сергея и там неожиданно наткнулся на целую документальную повесть о том, как он был редактором "Вояжа", - «Мой дорогой путешественник» - и там я у него, оказывается, сквозной персонаж. Интересно было почитать, многие детали я забыл уже, а кое-что перепутал он. После "Вояжа", он пытался издавать аналогичный журнал "Путешественник" и вообще участвовал во множестве журнальных проектов, в основном неудачных. Путевые очерки, которые он при этом писал, мне очень нравились.

Как только я завел себе аккаунт на Фейсбуке, первым, кто пришел ко мне туда, был Сергей Марков, и с тех пор мы там друг другу регулярно подмигивали. А когда в июне он перестал подмигивать, я, видите, этого даже не заметил. Вот так бывает, к сожалению. И даже фотографию пришлось брать в интернете, хотя у меня в Москве полно его молодых фотографий, очень хороших. Мир его праху.

Снимок экрана 2013-10-06 в 2.12.56

А на этом фото - спектакль "До свидания, мальчики!" в постановке Романа Виктюка в Студенческом театре МГУ (1978 год). Слева - Ефим Шифрин, справа - Сергей Марков.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
ВВС Китая освоили технологию превращения списанных истребителей J-16 (точная копия советских МиГ-19) в беспилотники. Такой вывод напрашивается после просмотра опубликованных недавно космических снимков, на которых видны, по меньшей мере, около 50 списанных еще 11 лет назад J-16 на ...
Заметил за собой совершенно незаметный новый бзик. Абсолютно не могу вспомнить как засыпал последние три дня. Т.е. лежал,  читал вас, даже отвечал и каментил что-то и вдруг хуякс и уже утро - будильник орёт, красота! Всё выключено, когда и как выключал - не понятно. Хочу сказать, чт ...
Д. просил у меня кое-что заказать на Озоне. Я пыталась заказать, потому что у меня там есть аккаунт, в отличие от него, но не смогла. Сначала не понимала, что не так? И почему мне не даёт выбрать ПВЗ, а выдаёт только обычную почту? А потом увидела на товаре фразу "доставляется из-за ...
На Урале насмерть забили экс-полицейского, случайно забрызгавшего грязью чужое авто На автотрассе Пермь — Екатеринбург около села Бершеть трое жителей края забили бейсбольными битами водителя, случайно забрызгавшего грязью их машину при обгоне, сообщает портал 59.ru со ссылкой на свид ...
После того как власти Финляндии, неожиданно, прежде всего для России, запретили въезд на территорию страны пятерым членам российской делегации, которая должна была участвовать в сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ в Хельсинки, в воздухе повисла напряженная тишина. Первым прервал молчани ...