рейтинг блогов

Римские мантии VII века из Антинои

топ 100 блогов strator28.12.2021 Статья об одежде римской знати IV - VII вв., найденной в некрополе Антинои, Средний Египет. Некоторые выдержки из перевода. Оригинал статьи:
Maximilien Durand, Marie-Hélène Guelton, Lore Troalen, Emily Pearson et Alison N. Hulme, Les costumes des élégants d’Antinoé conservés au musée des Tissus de Lyon : approche historique, analyses techniques et analyses de colorants // Arts textiles antiques et modernes. Approche scientifique et restauration 2015, т.41. p. 32-45. https://doi.org/10.4000/techne.4303.
Римские мантии VII века из Антинои

В сентябре 2013 года Лионский музей тканей открыл выставку "Антиноя, жизнь, мода". организатором которой были Флоренс Каламент, куратор коптского наследия отделения Департамента египетских древностей Лувра, и Максимилиан Дюран, директор Музея тканей и Музея декоративного искусства Лиона. Выставка была организована в партнерстве с музеем Лувра. Выставка имела целью привлечь внимание к исключительному набору одежд и текстильных изделий, найденных в Антиное, средний Египет, хранящихся в Музее тканей Лиона.

Исследования, проведенные в Антиное в марте-апреле 1896 г. археологом Альбертом Гайе (1856-1916 гг.) благодаря поддержке Эмиля Гиме (1836-1918 гг.) и грантам, выделенным музеем, основанным им в Париже, были сосредоточены на руинах древнего города и расчистке храма Рамсеса. Во время следующей кампании, с февраля по апрель 1897 года, Альберт Гайе обнаружил часовню Аменофиса IV и два храма римской эпохи. Он начал исследования на северо-восток от города и обнаружил здесь некрополь, в котором он определяет четыре квартала, как он их называет, A, B, C и D, соответствовавшие «египетской», «римской», «византийской» и «коптской» эпохам.

Раскопки некрополя были проведены в период с февраля по апрель 1898 года. Обнаруженные в кварталах В и С каменные саркофаги показывают, что в течение «римского» и «византийского» времени здесь хоронили элиту, в т.ч. императорских чиновников и высший городской класс Антинои. Их высокому положению соответствует замечательная одежда и погребальный инвентарь. Большая часть эксгумированных материалов датируется IV-VII веками, то есть византийским периодом, когда город особенно процветал.

Альберт Гайе занимался сбором всего содержимого некоторых захоронений, за исключением тел, оставшихся на месте. С трупов снимали одежду, а то, что уцелело после раздевания, вывозили в Париж. Еще до того, как он завершил свою кампанию, Альбер Гайе попросил Эмиля Гиме обратиться в Торговую палату с просьбой разрешить выставку продолжительностью в две недели или три недели по прибытии ящиков в Париж и классификации найденных предметов.

Выставка прошла с 22 мая по 30 июня 1898 г. в музее Гиме. Находки были выставлены в 18 витринах. Здесь, в частности, ыли представлены богатые костюмы из 9 взрослых (гробницы 281 B, B 176, B-149, C, 395, B 114, 417 B, B 148, B-106, C 350) и 2 детских (гробницы C 444 и C 412) погребений. По итогам выставки был опубликован краткий каталог, небольшая не иллюстрированная брошюра на 64 страницы, в которой после краткого введения упоминается содержимое каждой витрины и шкафа с жалюзи. Она осталась единственной публикацией археолога об этой кампании, которая оказалась одной из самых важных для знакомства с этим местом и его захоронениями.

Альберт Гайе был уверен, что благодаря костюмам, которые носили его мертвецы, можно написать социальную историю города Антинои. Именно костюмы, благодаря своей роскоши или необычности, придавали покойным особую индивидуальность до такой степени, что археолог наделял их вызывающими воспоминания прозвищами, что выявили наибольший археологический интерес. Так в каталог выставки появились «музыкант» (B-176) и «писец» (С 395), «высокопоставленный чиновник» (B-148) и две «амазонки» (106 B и C 350). Первую он называет римской, вторую христианской, поскольку на рукавах ее платья изображены «белые и зеленые рисунки на фиолетовом фоне», в которых Гайе признает «фигуры святых воинов».

Среди роскошных одежд, очевидно, выделяются мужские мантии из кашемировой шерсти бирюзового или карминового цвета с длинными рукавами и драгоценной шелковой подкладкой. В Музее тканей в Лионе хранится 6 таких пальто, более или менее полных, 4 Карминового цвета из захоронений B 281 13 (рис. 1), C 395 14, B 114 15 (рис. 1). 2) и B 14816, и 2 бирюзового, из могилы B 13917 (рис 3) и B 28818.

После окончания выставки были найдены другие важные фрагменты таких мантий. Они оказались в Стокгольме несколько десятилетий назад и оставались там до недавнего времени. Действительно, в 1965 году Аньес Гейер, которая заинтересовалась одеждой из выскобленной шерсти, обнаруженной в Антиное, просмотрела многочисленные фрагменты в Музее тканей и убедила учреждение сдать их для изучения и реставрации в мастерскую музея истории Riksantikvarieämbetet och Statens historiska museet в Стокгольме. Операция была проведена без предварительной инвентаризации фрагментов и идентификации останков.

Мантии «высокого сановника» Ахилла (могила B 281 ; инв. МФ 34872) и «писца» Памиаса (могила с 395 ; инв. МТ 34872 бис) могут быть выделены в этой партии. Они были подвергнуты замечательной реставрации. Первая вернулась в музей тканей в 1968 году, вторая оставалась на хранении в Стокгольме в качестве компенсации за реставрацию до 1993 года. После реставрации в 1989 году мантии бирюзового цвета обитателя гробницы B 288 (инв. MT 47554), другие фрагменты бирюзовых и карминовых мантий были возвращены Стокгольмским музеем в Лион. Среди них был большой правый отворот мантии «высокопоставленного чиновника» из могилы B 148 (inv. MT 2013.0.33), идентифицируемый по остаткам шелковой отделки, оказавшейся идентичной фрагментам, которые хранились отдельно от одежды (инв. MT 40315). Полная мантия этого «высокопоставленного чиновника» (инв. МФ 2014.0.22), принадлежавшая умершему из могилы B 114 (МФ 2014.0.23), фрагменты мантии из гробницы C 322 (инв. МТ 2014.0.24) и правая нога «писца» Памиаса (инв. MT 2014.0.21) были обнаружены в Стокгольме, где они оставались, без каких-либо документов о депонировании, указывающих на их присутствие. Таким образом, они полностью ускользнули от внимания исследователей. К счастью, они смогли присоединиться к коллекциям музея тканей в 2014 году, благодаря чему музей получил все ткани из Антинои, хранившиеся в Стокгольме.


Римские мантии VII века из Антинои Римские мантии VII века из Антинои
Антиноя, кампания 1898 года, могила В281. Шерстяное полотно, выскобленное с обеих сторон, и шелковая подкладка. Лион, музей тканей, инв. MT 34872.


Мантии изготовлены из кашемировой шерсти, которую скоблили с обеих сторон. Полученная таким образом пушистая ткань внешне напоминает мех. Ткани, используемые для изготовления мантий карминового цвета, окрашивались по частям, как это можно наблюдать при извлечении из ткани нитки, окрашенной не так хорошо, как уток, в то время как мантии бирюзового цвета окрашиваются на стадии пряжи, о чем свидетельствует сохранение концов ткани, а уток не окрашен. После того, как ткань снималась с рамы и скоблилась, портной приступал к раскройке, затем к сборке мантии и нашиванию украшений. Они состоят из шелка для карминовых копий, или аппликаций из льняных шнуров, тонких полотен, шелкового или шелкового самита или шерстяных галунов для копий из более толстого холста.

Римские мантии VII века из Антинои
Антиноя, кампания 1898 года, могила B139. Шерстяное полотно, выскобленное с обеих сторон, и сайдинг из льняных шнуров, тонкого шерстяного полотна и шелковых волокон. Лион, музей тканей, инв. МТ 2013.0.6.

В самых дорогих тканях для получения ярко-красных оттенков были выделены два источника красителей животного происхождения: кошениль, вероятно, из Армении (Porphyrophora hamelii Brandt), и Кермес (Kermes vermilio Planchon), иногда ассоциирующийся с гаренсом в зависимости от тона. Эти два источника были подчеркнуты присутствием карминовой кислоты (Car) в кошениле Армении и сочетанием кермезиновой (Ker) и флавокермезиновой (Flk) кислот в кермесе.
Проанализированные зеленые окраски были получены с помощью смесей синего и желтого цветов. В большинстве случаев это оттенки цвета индиго поверх желтого цвета годе (Reseda Luteola L.) или только индиго для темно-синих оттенков. Присутствие индиго было подтверждено обнаружением индиго (Ind) в экстрактах после кислотного гидролиза.

Римские мантии VII века из Антинои
Антиноя, кампания 1898 года, могила B114. Шерстяное полотно, выскобленное с обеих сторон, и шелковая подкладка. Лион, музей тканей, инв. МТ 2013.0.17 и МТ 2014.0.23.

Исследование подтвердило глубокое мастерство египетских мастеров-красителей византийской эпохи. В частности, оно демонстрирует очевидную корреляцию между качеством используемых волокон, таких как кашемировый козий пух или шерсть с особенно аккуратным прядением (в случае полотен с эффектом крепа, например, для женских пальто), и выбором ценных или редких красителей, таких как кошениль из Армении, Кермес или Буа де фусте, причем последние были впервые идентифицированы на египетских тканях, а также тонких оттенков, получаемых с использованием более обычных красителей (оранжево-розовые пальто, изготовленные из древесных волокон).могилы с 408 и в 200).

Мастерские, безусловно, импортировали кашемировый пух, некоторые тинкториальные материалы, из Востока (кошениль, Кермес) или из Западного Средиземноморья (Буа де фусте), но ткань изготавливалась, кроилась и отделывалась на месте.

Римские мантии VII века из Антинои


Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
«Сметное дело» активно набирает обороты. Все СМИ пестрят заголовками, связанными с деятельностью Евгения Ермолаева на посту главы Федерального центра ценообразования в строительстве. Несмотря на то что вопросы к ФЦЦС имелись еще в 2010 году, реально проблемой занялись лишь сейчас – пос ...
Сто раз уже и замечала это и сама себе ограничивала публично выражать какую-то радость или намерение что-то удачно сделать, куда-то пойти/поехать, хорошо отдохнуть/развлечься. Вчера угораздило сообщить про маленькие каникулы до четверга. И ликование по этому поводу. Вечером, в посте ...
    23 сентября французы по всей стране вышли на демонстрацию против пенсионной реформы, принятой правительством Саркози. Суть реформы вкратце такова: пенсионный возраст повышают с 60 до 62х лет (как для мужчин, так и для женщин, ведь Франция - ...
Всем привет! Меня зовут Катя Ринкевич, и это мой четвертый день в этом сообществе. Последний раз был почти год назад - посмотреть можно тут. Теперь мне 29 лет и я все еще живу в Химках, МО. Посмотрим, что изменилось за год? 1. Не так давно мы завели щенка английского кокер-спаниеля ...
    Если у вашего ребенка ангина, то пытайтесь ему все-таки как-то позмащивать горло люголем (даже силой), делайте спиртовые компрессы на горло, в нем может ходить даже круглосуточно, с небольшими перерывами. На ночь в носочки насыпьте ...
  • artur75024683 : так, ещё я понял, что мне пипец как нравится париж и весь этот вайб.1 -я уже с лета слушаю стромае и хоть он не сов… https://t.co/N34DBOg5sL

  • Kanyaiskween : А можно я сейчас просто буду лететь в самолёте как в песне иракли Лондон - Париж

  • i_rixton : RT @flamios12: Питер, женщина в трамвае. Настроение: осень, слякоть, печаль. К ней подходит мужчина и спрашивает : do de pa? Женщина думает…

  • deklyuev : RT @Serg09276000: 28.12.1895 "В индийском салоне «Гранд-кафе» на бульваре Капуцинок (Париж, Франция) состоялся публичный показ «Синематогра…

  • Elenterrador16 : RT @max13garage: Ралли "Париж - Дакар", уже 43 https://t.co/kIjpP2UNaJ https://t.co/GPUpRCOo8l

  • Trvlxx1 : @whoisf1 париж сосет, пенис лучше

  • RU_CONCERT : Культовому парижскому кабаре Crazy Horse исполнилось 70 лет Что делает Париж Парижем? Многое, и среди этого нельз… https://t.co/nST2YWXLkS

  • verUStvzPUE5B1j : наверное, опять не засну. Ах, Париж! Хоть и проездом, но все равно впечатляет! А завтра я уже буду в аэропорту Арту… https://t.co/UMtTk1kpvZ

  • Dakxr1 : Нахуй твой взгляд Нахуй твой смех Нахуй твой Париж

  • PomiDorka404 : RT @miminje: #taekookau, в которой Тэхён едет в Париж в отпуск, а Чонгук спасает его от участи остаться без багета 1. https://t.co/TdehO10…

  • Villloey : Как я теперь хочу в Париж вы бы знали