Рига православная. | В И З А Н Т И Я
Сообщество «В И З А Н Т И Я» — 29.05.2013Всё началось с книги Ирины Сабуровой "Корабли Старого города",
написанной белоэмигранткой в годы Первой Латвийской республики,
охватывающей примерно 30-40 годы прошлого столетия.
Очень интересно было взглянуть на историю не советскими
глазами, на жизнь русских в Риге в переломный для Латвии период -
до 1939года, вхождение Латвии в СССР, немецкая оккупация,
война...
Меня (сегодняшнюю) удивило, что после революции русские не стали иностранной колонией, а национальным меньшинством с полной культурной автономией( свои школы, церковь, печать, театр, представители в Сейме и т.д.), сохранили свой язык и культуру. Русские как жили в Риге до революции, так и продолжали жить в своей православной среде со своими обычаями и традициями.
Ещё удивило, что названия улиц сохранились для них русскими, чего я совсем не помню, прожив в Риге больше 60 лет - Калею- Кузнечная, Калькю- Известковая, Лачплеша -Романовская, Дзирнаву - Мельничная и т.д. Это уже признак того,что Рига была на протяжении столетий крепко привязана к России, к Петербургу, из учебных заведений которого вышли лучшие художники, архитекторы и инженеры Латвии.
В то время ,как в Советском Союзе шла эпоха индустиализации, в Риге сохранялся патриархальный покой, мирная размеренная жизнь.
Конечно, это только глазами автора, который не претендует на исторический труд и "истину в первой инстанции", это , естественно, довольно однобокий взгляд, но тем не менее очень интересный.
Мне очень понравилось в книге описание православных праздников Рождества и Пасхи. Вот про Пасху:
Мазурки пекли в четверг. Все 12 часов простоять трудно, шли к половине, с заготовленными цветными фонариками. Соборный хор и так был хорошим, а "Разбойника", одну из самых любимых молитв, пели оперные солисты.
Замечательная картина, когда с высокой паперти в синюю мглу улиц рассыпаются цепочки мигающих фонариков и свеч, и ветер чуть колышет их, как подвески ожерелья. Дома зажигают заправленные лампадки, и Светлый праздник встает у порога.
Пасхальные витрины в Риге не менее нарядны, чем на Рождество. Везде зелень, цыплята, зайцы и яйца...от крошечных в гнёздышках с наперсток величиной с наперсток до полуметровых - из шоколада. Яйца с игрушками, с конфетами, литые из марципана, с начинкой, в блестящих бумажках, с громадными бантами, с букетами искусно сделанной крохотной вербочки.
Синее мартовское небо уронило в корзины цветочных торговок крохотные фиалки и такие же лиловато-синие пролески.
На гладких, вымытых мостовых по весеннему звонко цокали копыта лошадей, мокрые сучья деревьев задумывались уже в аллеях мечтательной, чуть зеленоватой дымкой и совсем свежевымытое бурями небо то примеряло днем накрахмаленные переднички, то вечерами вливалось в улицы прозрачной акварельной синевой синих мартовских сумерек, звенящих медленным и гулким звоном Великого поста.
Вот ухнула византийская медь собора на Эспланаде.
Выше тоном вторит зеленоватый ампир Александро-Невской.
Совсем издалека откликнулись, заглушаемые вокзалом, голубоватые купола Никольской( Благовещенской)
Слышен ещё низкий гул Ивановского собора на форштадте,но в самый город он не долетает, как и грустный кладбищенский звон Покровской, совсем в другом конце ,и ещё дальше - позеленевшие колокола деревянной звонницы, спрятанной в сиреневых кустах Троице-Сергиевского монастыря.
Хороша заутреня в соборе. На площади, окаймленной липами, на широком бульваре - сплошь громадная, темная, как небо, и такая же тихая толпа. Вспыхивающие свечи.Сияющая фигура митрополита в крестном ходе.
........ и вот ударил первый самый большой колокол низким басистым гулом. Вот он сорвался и поплыл в темную синь, и только слышно, как дрожат ещё медные волны, и старческий истомленный долгими службами, но внятный голос произносит заповедные, ликующие слова :
-Христос Воскресе!
И дружно, троекратной, раскатистой волной, в уличную синь, раскалывая тишину, ахает толпа:
- Воистину!
-Христос Воскресе! Христос Воскресе! - наперебой, весело и шумно трезвонит колокольня, и через бульвары и парки, старый и новый город, с предместий и кладбищ несется ответный перезвон:Христос Воскресе!
Так было.
|
</> |