рейтинг блогов

Революция с "Новым Сатириконом" (1). Отречение

топ 100 блогов maysuryan12.03.2021 Революция с Новым Сатириконом (1). Отречение
Обложка первого послереволюционного номера «Нового Сатирикона». 17 марта 1917 года. Рисунок Алексея Радакова (позднее — известного советского карикатуриста). «Сказочка.
— Был двор, на дворе — кол, на колу — мочала... не начать ли сказочку сначала?
— Нет уж, пожалуйста, увольте!»


Сегодня, 12 марта, годовщина Февральской революции 1917 года. С чем и поздравляю всех, кто отмечает этот день (который был праздником в СССР в первое десятилетие революции)!
Попробуем совершить небольшое путешествие по грозовому 1917 году и посмотреть на него глазами популярного либерального журнала «Новый Сатирикон». Главным редактором журнала весной 1917 года был известный сатирик Аркадий Аверченко (1880—1925), позднее — автор «Дюжины ножей в спину революции». Но в дни Февраля ни о каких «ножах в спину революции» он ещё, похоже, даже не задумывался, а простодушно радовался этой самой революции. Последний «старорежимный» номер журнала, №10, датирован 2 (15) марта. В нём — привычные на тот момент насмешки над кайзером Вильгельмом, немцами и прочий «военный юмор», и довольно завуалированные, написанные эзоповым языком шпильки против собственных властей и цензуры.
Конечно, на этом фоне первый «революционный» номер, №11, который вышел только 17 (31) марта, выглядит как гром среди ясного неба. Чего стоит один лозунг на обложке: «Да здравствует республика!». Хотя республики формально ещё не было, она была провозглашена Временным правительством только 1 сентября.Но эзопов язык отброшен, ура! Из передовицы от редакции журнала под патетическим заголовком «Цепи сброшены»:
«Здравствуй, радостный свободный русский читатель!
Приветствуя тебя, свободные сатириконцы дают аннибалову клятву и впредь чёрное называть чёрным и всякого негодяя торжественно короновать венком из крапивы и чертополоха».
Весь номер пронизан радостью от отречения Николая II, это — стержневая тема.
Журнал с удовольствием публикует текст отречения Николая II с характерной пометкой редактора Аверченко:

Революция с Новым Сатириконом (1). Отречение

Пометка — известное крылатое словцо самого Николая II на чужих донесениях. Но теперь роли поменялись...

Революция с Новым Сатириконом (1). Отречение
Аркадий Аверченко. 1913 год

Другие заметки из этого первого номера:

Революция с Новым Сатириконом (1). Отречение

Ещё одна карикатура Алексея Радакова из 11-го номера:
Революция с Новым Сатириконом (1). Отречение
«Четвёртый партнёр. Шах, Абдул-Гамид и португальский Мануэль: — А-а-а! Нашего полку прибыло! Вот и четвёртый партнёр для винта!»
(Османский султан, португальский король и иранский шах были свергнуты революциями в своих странах в 1908-1910 годах).

Тема отречения продолжается и в следующих номерах «Нового Сатирикона».
В №12 — карикатуры на царя и царицу, большого формата, с издевательским советом: «Товарищи монархисты! Украшайте этими портретами свои гостиные!»

Революция с Новым Сатириконом (1). Отречение

Карикатура из №12. Подпись: «КЛАУС II. ГОЛШТИН-ГОТТОРПСКИЙ. Достаточно взглянуть на умное интеллигентное лицо этого знатного иностранца, чтобы волна стремления к возврату монархизма затопила сердце нашего читателя. Важнейшие этапы царствования этого гениального монарха: Ходынка, Порт-Артур, Цусима, 9 января и др. По собственному признанию «любит цветочки», хотя, вместо цветочков, любил срывать головы своих «верноподданных». В отличие от обыкновенных людей ушиблен не мамкой, когда был маленьким, а японцем в Отсу, когда уже вырос. Это — смазалось. Молчалив, не без основания. Теперь — ведёт замкнутый образ жизни».

Революция с Новым Сатириконом (1). Отречение
Рисунок Ре-ми. «АЛИСА ГЕССЕНСКАЯ (псевдоним — Александра Романова, партийная кличка «Саша»). Много сделала для войны и для победы с в о е г о народа. Вероисповедания Григорианского. Известна, как рукодельница, вышивавшая рубашки св.1 Григорию Распутину. Стоит вам только взглянуть на это доброе, мягкое, милое, чисто-русское лицо, как ваше сердце наполнится симпатией к ней. По-русски бегло говорит одно только слово «Hoch»! Теперь ведёт замкнутый образ жизни.
1 «Св.» — это не святой, а совсем другое слово».


Революция с Новым Сатириконом (1). Отречение
Рисунок Б. Антоновского из №12. «Переоценка ценностей. — Погляди-ка, у этого человека очень царственный вид!»

Из №13:

Революция с Новым Сатириконом (1). Отречение
«Иллюзии царей.
Николай II (растроганно). — Только ты остался верен мне и не покинул, мой старый преданный слуга!
Слуга: — Ещё бы! Как же я вас покину, когда ещё не получил жалованье за два месяца!..»


Шутка:
Революция с Новым Сатириконом (1). Отречение

А тут звучит некоторая нотка сожаления — если бы...
Революция с Новым Сатириконом (1). Отречение

И горностаям отречение — праздник:
Революция с Новым Сатириконом (1). Отречение

Революция с Новым Сатириконом (1). Отречение
«Его аллея побед.
— Эх! Если бы они меня не свалили, я бы им всю аллею заполнил!»


Такие дела...
P. S. Примерно в том же духе выдержаны и карикатуры других либеральных изданий тех дней и недель.

Революция с Новым Сатириконом (1). Отречение
Рисунок из сатирического журнала «Барабан» 1917 года

Из журнала «Бич»:
Революция с Новым Сатириконом (1). Отречение

Между прочим, д'А — это, конечно, Анатолий д'Актиль (1890—1942), впоследствии известный советский поэт, автор «Марша энтузиастов»:
В буднях великих строек,
В весёлом грохоте, в огнях и звонах,
Здравствуй, страна героев,
Страна мечтателей, страна учёных!

Но в 1917 году он — яростный противник большевиков.

Революция с Новым Сатириконом (1). Отречение

Революция с Новым Сатириконом (1). Отречение
Рисунок Дени. «Не по Сеньке шапка»

Дени, он же Виктор Николаевич Денисов (1893-1946), в будущем не менее известный советский художник, а в те дни — разоблачитель «изменников большевиков». Хотя монархии от него, как видим, доставалось не меньше...

Революция с Новым Сатириконом (1). Отречение
Карикатура из журнала «Бич»: «Не угодно ли присесть на престол?». 1917

Революция с Новым Сатириконом (1). Отречение
Дмитрий Моор. Рисунок 1917 года. «— Гражданин, возьмите и корону: она не нужна больше России!»

Революция с Новым Сатириконом (1). Отречение
Художник Дмитрий Моор. 1917

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Однажды мы всей компанией снимали фильм ужасов. Его название и сценарий периодически менялись, неизменным оставался лишь эпизод, когда трупы восставали из могил, и шли на деревню, желая разгромить ее ко всем свиньям собачьим. Стасик был директор картины, режиссер, звукооператор, отвечал ...
Мне никогда не было особенно жалко занять денег или отдать что-то. Хотя нет, не так: я никогда не отказывалась занять денег или отдать что-то. Про “жалко” разговор другой. Намедни кормила Пирожка ужином. Муж вскочил на ноги и заметался по квартире: - Ты чувствуешь как газом понесло? ...
Что есть Москва? Лишь место для разборок. Меняются лишь лица, участвующие в них, место действия остается неизменным На сегодня наш город стал излюбленным место для выяснения отношений между кавказцами Вот например ТЦ "Атриум" тоже не остался в ...
«Пятая колонна» ходит друг к другу в гости. И порой не просто так. Главред «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов пришел домой к оппозиционеру Алексею Навальному. Последний сейчас под домашним арестом, проходит по делу «Ив Роше». Зачем они встретились? Есть версия. Первая цель - напомнить ос ...
Очень сильно меня раздражают бабы, бахвалящиеся своей нелегкой ношей домохозяйки и превозносящие ценность этого труда чуть ли не до небес. Вот, например, типичное мнение женщины:Домохозяйки не переоценивают свой труд, а скорее, недооценивают. Ведь что такое домохозяйка? Это ...