Ретроспектива. Техника безопасности.
mozgosteb — 28.06.2020 Из школы я вышел замкнутым, с массой противоречивых установок “как жить” и не умеющим в социум вообще. Меня социализировала сначала армейская среда, потом секты. Поэтому я кажусь вам странноватым. (см. теги "сектс" и "социальная адаптация")Тем не менее, я очень хотел разобраться в себе и научиться жить так, чтобы не колоться психикой обо всё подряд. Несколько лет я посещал разные тренинги, психологические кружки, религиозные и не совсем секты, коммуны, магические практикумы, психологические практикумы, был на групповой терапии, семейных расстановках, обрядах южноамериканских индейцев, пробовал всякие изменённые состояния под руководством опытных и неопытных тренеров, практические семинары по деньгам, сексу, воспитанию детей, правильно дышал, ходил, раскрывал чакры, и т.п. Я перепробовал массу всего, что потенциально открывает дорогу внутренним изменениям.
За всё это время я нанёс себе явный и однозначный вред лишь дважды. Один раз растянуто во времени (впитал чужие ценности и утратил понятие нормы), другой раз - единомоментно, на спонтанном сеансе на групповой терапии. Опыта в этом деле у тернера не было (мы думали что был) и сам он был не в лучшей форме после развода. Он завёл меня и ещё несколько человек в очень болезненное пограничное состояние и там оставил. Все остальные приключения я бы записал в “неоднозначный опыт”, кое что даже в пользу.
Ближе к концу своих мытарств я чётко сформулировал технику безопасности - где я точно скажу: “спасибо, нет”. Может даже без “спасибо”. ТБ довольна очевидна для людей с нормальным инстинктом самосохранения, но жаль что я ни о чём таком не знал, даже в виде спорного мнения.
1. Нельзя работать с тренером, психологом или гуру, который тебе чем-то неприятен. Даже отталкивающая внешность или одна черта во внешности - нормальная причина развернуться и уйти. Невзирая на авторитет, рекомендации и “ну вроде человек-то хороший, чего это я?”. В других сферах жизни, вроде отношений со знакомыми, соседями, коллегами можно “присматриваться получше”, давать второй шанс и т.п. Но не здесь. И вот почему.
Есть такой класс опасностей, я называю их “внутренние опасности”. Они слабо осознаются, но легко считываются подсознательно. Это опасность вскрыть какую-то законсервированную травму или нажать на триггер, который приведёт тебя в состояние беспомощности, отчаяния или чего похуже. Неприязнь к тренеру может указывать, что в его внешности или поведении подсознание усмотрело какой-то шаблон, активирующий мину. Подсознательно мы такие штуки отмечаем на раз-два.
Мины есть у каждого. И чем глубже копаешь, тем их больше. Даже если рядом с тобой крутой профессионал, велик шанс, что он активирует мину непроизвольно, а когда ты будешь валяться раненый и уязвимый, с осколками в печени, то не сможешь принять его помощь. Подсознание уже сочло его опасным и оказалось правым.
О банальной интуиции “узнал гада первого взгляда” (что тоже иногда работает), я уже молчу. Сам я не очень проницательный человек, но всякий раз, когда меня что-то в очередном гуру напрягало, это оказывалось не просто так.
2. Нет всему, что действует в обход сознания. Нет гипнозу, нет трансовым техникам, нет изменённым состояниям сознания, никаких деприваций, никакой обрядовой магии, в том числе и той, которую официально признала наука и даже психодраме - нет.
В непонятных ситуациях так - если сознание "плывёт", значит происходит что-то потенциально опасное.
Имею вполне однозначные наблюдения. Если после тренинга или другого опыта мне дурно, я растерян, уязвим, зол и т.п., я могу в своём уме отмотать назад и найти, где меня триггернуло. Ага, вот здесь была задета моя самооценка, здесь на мою любимую мозоль наступили, здесь всколыхнулось неприятное из памяти. И у меня есть выбор, либо прорабатывать, либо затолкать обратно, откуда вылезло. Контроль остаётся у меня, потому что я знаю что произошло, когда произошло и что мне с этим делать.
Если практика не проходит через сознание, то можно оказаться в очень дурном состоянии не имея ни малейшего представления что делать. Как-то, после очередного опыта, я полгода провёл в подавленном состоянии. В конечном счёте опыт удалось обратить в плюс, но 6 месяцев жизни мне уже никто не вернёт.
3. Нельзя делать ничего, с чем ты не согласен. Вроде бы очевидно, но когда ищешь психологической (или духовной) помощи, то есть нюансы: а) не до конца себе доверяешь (в конце концов, если бы я всё про себя понимал, разве бы обратился за помощью?), б) можно набрести на человека или на методу, заслужившую твой личный авторитет. Ну и сложив а и б как-то задумываешься, не переступить ли через свои убеждения ради светлого будущего?
Несогласие бывает этического толка (не допустимо) и логического (чушь, не сработает). Переступить через свою этику - однозначно нанести себе вред. Увидишь потом в зеркале стеклянный взгляд - это оно. Есть тонкий момент - собственная этика бывает запутанной и дурацкой. Например, может быть запрет на разрыв любых отношений. И даже тогда, безопаснее сначала уладить этику, а потом уже переходить к поступку. В противном случае, даже занимаясь каким-нибудь дурацким пикапом можно оказаться в глубокой яме, с комбо из отвращения к себе и бессилия.
По поводу несогласия логического - п.4.
4. Нельзя практиковать методу, если не знаешь, как именно она работает. Нельзя брать на вооружение практику, если не знаешь её механику: что именно практика с тобой сделает и каким образом. Как в спорте. Неправильно приседаешь - можно убить колени. Но если знаешь как работает тело, то вовремя остановишься или не допустишь ошибки.
В теме внутренних изменений контроль более сложен, а значит надо быть ещё внимательнее. Я бы не рекомендовал практиковать даже вроде бы безобидные вещи, типа: 17 раз повернуться вокруг своей оси сосредотачивая внимание на вагине, чтобы привлечь олигарха или принца (что-то такое было у Ларисы Ренар). Если уж допустить, что от вращений может случиться что-то позитивное, то логично допустить, что может случиться и что-то плохое. А мы не знаем, как это работает, поэтому не стоит.
Если механика неизвестна, я вижу 3 варианта и наблюдал их все.
- Автор её скрывает из-за собственного недопонимания или злонамеренности. И маскируется под второй вариант. Just do it, dude!
- Знание нюансов методы снижает её эффективность. Бывает и так, вовлечение ума действительно может помешать, как например бывает в около-буддийских практиках. Однако, с точки зрения ТБ это риск.
- Механика неизвестна никому. В психике есть известные феномены, т.е. эффект есть, а внятной теории нет. Например, расстановки по Хеллингеру. Каким-то непостижимым образом случайные участники получают информацию о заказчике расстановки - кого он любит, чего боится, в том числе то что он сам о себе не знал. Феномен стабильно воспроизводится, более-менее изучен. Я участвовал в пяти расстановках. В четырёх, все эффекты заканчивались с концом расстановки, как и должно быть по технологии. На пятой получил в нагрузку очень сильную эмоциональную связь с заказчиком на долгие месяцы. Трудно сказать, что пошло не так, ведь теории под практикой попросту нет.
5. Нельзя работать с тренером, психологом или гуру, если он давит и грубит. Примерно те же соображения, что и в п.1.
Не хочется казаться себе нежным цветочком, типа "зачахну, если на меня неправильно подышат". Но наблюдения мои таковы, что средний человек только кажется себе здоровым, свободным, устойчивым. В жизни мы ходим по узеньким безопасным тропам под жесткой цензурой подсознания. Не говорим на опасные для себя темы, не выражаем опасные для себя эмоции. С возрастом безопасное поведение доводится до автоматизма, исключаются все случайности. Если, например, одну из моих травм активирует злость, то сначала я научусь успокаивать мысли, потом я стану человеком-миротворцем, потом стану обходить стороной рынки, сберкассы, общественный транспорт и форумы о политике. На оставшейся территории я буду казаться себе смелым, устойчивым и свободным, но травма-то никуда не делась.
Как-то я жил в палаточном тренинговом лагере. С нами была женщина, такая бизнес-вумен старой школы, в ладах с конями, избами, 50 человек под началом. Характер простой, хабалистый, с матерком. Кажется, таких ничего не берёт. Однажды утром она потеряла рассудок. Прямо на моих глазах. Начала заговариваться, потом перешла на беспорядочный набор слов. Я ничего не понимал, только видел, что человеку очень плохо. Слышал, лечилась потом в стационаре.
Там у нас в лагере был полный набор из нарушений всех пяти пунктов. Последний, пятый, даже универсальный, вбирающий все остальные. Нельзя приступать к работе с внутрянкой без деликатности. Это всё равно что взять на работу в сапёры кого-то нетерпеливого и резкого.
Работающие методы, нарушающие ТБ есть. Только они опасны. Моё мнение - имея в запасе время можно обойтись и без них.
|
</> |