Режиссерская "обязательная программа"
altereos — 19.06.2018 Неделю назад я рассказал о своих самых больших режиссерских пробелах в кинообразовании. В комментариях была затронута тема, логически вытекающая из содержания поста, а именно существование условной "обязательной программы" из кинорежиссеров, чьи фильмы якобы должен знать любой уважающий себя киноман / кинолюбитель / синефил. Здесь мы выходим на одну из неразрешимых киноманских дилемм: существуют ли такие фильмы, некие абсолютные шедевры, посмотреть которые обязан каждый, кто более-менее серьезно увлекается кинематографом? Посмотреть независимо от того, нравится ли ему такое кино или нет. Независимо от мировоззрения, от собственных предпочтений. Другими словами, некий универсальный канон, который хошь не хошь, а надо знать! Но об этом, может быть, позже, а пока попробуем сформировать ТОП-10 обязательных для изучения режиссеров. Вот моя версия.Чарли Чаплин (1889-1977)
Величайший комик в истории кино, актер и режиссер, создатель немых и звуковых комедийных шедевров. Образ Чаплина стал основным комедийным типажом в кино: самые известные киношные комики (Никулин, Пьер Ришар, Джеки Чан, Челентано и др) вышли из чаплиновского бродяги. В противовес этому типажу - интровертный комик Бастер Китон, чьи последователи все-таки реже встречаются в кино.
Новые времена (1936)
Альфред Хичкок (1899-1980)
Режиссер, благодаря которому одним из ключевых элементов развлекательного кино стал саспенс - штука, без которой нам было бы скучно смотреть триллеры, хорроры, детективы. Строго говоря, Хичкок не первый, кто начал мастерски нагнетать в фильмах саспенс - тревожное ожидание, но именно с ним, полагаю, навечно будет ассоциироваться это понятие. Фильмы Альфреда Хичкока - это золотой фонд классических шпионских детективов и психологических триллеров, включая "Психо" - пожалуй, самый известный триллер за всю историю кино.
Завороженный (1945)
Федерико Феллини (1920-1993)
Самый известный итальянский режиссер-классик, начинал в неореализме, в 60-е стал крупнейшим представителем т.н. авторского кино "не для всех". Его странные комедии абсурда сломали тысячи киноманских мозгов. Любители европейской классики, конечно, обязаны хотя бы раз в жизни увидеть его тонкие, ироничные, загадочные работы - "Восемь с половиной", "Сладкая жизнь" и др.
Джульетта и духи (1965)
Микеланджело Антониони (1912-2007)
Еще один великий итальянец, которого называют "певцом отчуждения". Антониони - один из важнейших представителей философского, меланхоличного направления авторского кино (из современных режиссеров можно назвать, например, Триера, Звягинцева). Его фильмы способны эффективно переформатировать мозг кинолюбителя, воспитанного на голливудском кино. "Затмение", "Фотоувеличение", "Забриски Пойнт" часто служат символами заумного, переоцененного критиками арт-хауса, но конечно же, Антониони совсем не об этом.
Красная пустыня (1963)
Акира Куросава (1910-1998)
Достижения японского кино представляет Акира Куросава - самый известный японский режиссер за пределами страны. Были в Японии Одзу, Мидзогути, Канэто Синдо - возможно, чуть более талантливые кинематографисты, но именно хиты Куросавы ("Расемон", "Семь самураев", "Телохранитель") много-много лет будут смотреть и пересматривать миллионы кинолюбителей по всему миру.
Кагемуся: Тень воина (1980)
Ингмар Бергман (1918-2007)
Великий мастер психологического кино с запредельным уровнем актерской игры. По глубине погружения в душевные переживания и эмоциональные расстройства шведскому режиссеру нет равных. При этом нельзя сказать, что его фильмы скучны и занудны - при правильном настрое вам откроется настоящий психологический экшн. При этом самые известные шедевры Бергмана - "Седьмая печать" и "Земляничная поляна" - могут понравиться абсолютно любому зрителю с любым культурным бэкграундом.
Седьмая печать (1957)
Франсуа Трюффо (1932-1984)
Из французов я решил включить в ТОП Франсуа Трюффо, олицетворяющего очарование истинно французской киноклассики. Трюффо начинал с "400 ударов", одного из первых шедевров "новой волны", далее были "Жюль и Джим", "451º по Фаренгейту", "Американская ночь" - всё это культовые киноленты, без которых знакомство с французским кино будет неполноценным.
Жюль и Джим (1961)
Стэнли Кубрик (1928-1999)
Ну это просто глыба, режиссер, чьи творения не посмотреть просто невозможно. "Космическая одиссея", "Доктор Стрэйнджлав", "Барри Линдон", "Сияние", "Заводной апельсин", "Цельнометаллическая оболочка" - каждый фильм легендарен и достоин массы киноведческих исследований. Творчество Кубрика - важная часть киноманского "культурного кода", сюжетные ходы, образы, типажи очень часто цитируются не только в кино, но и просто где угодно.
Космическая одиссея 2001 (1968)
Андрей Тарковский (1932-1986)
Понимаю, что у Тарковского очень много хейтеров среди современных кинолюбителей, но по величине фигуры среди советских/российских режиссеров, мне кажется, Тарковский на первом месте. Возможно, со временем его величие будет пересмотрено в сторону преуменьшения, хотя я считаю все его 7 полнометражных фильмов шедеврами в той или иной степени. Причем, шедеврами мирового уровня. Часто говорят, мол, мы должны иметь собственное мнение о каком-то значимом явлении. Тезис спорный, потому что на формирование собственного мнения обо всем на свете жизни не хватит. Но вот фильмам Тарковского действительно стоит уделить время.
Сталкер (1969)
Стивен Спилберг (р.1946)
В списке должно быть представлено чисто развлекательное кино, и тут лучше варианта, чем Спилберг, не найти. Все-таки кино - это не только философские размышления и душевные переживания, но и отдых для головы, визуальный аттракцион, приятное и захватывающее виртуальное путешествие в другие миры. В этом направлении именно Спилберг подобрался ближе всех к совершенству, к тому же если учитывать не только его режиссерские работы, но и продюссерские проекты. Ну и нельзя забывать о том, что Спилберг - создатель множества ностальгических фильмов, которые мы всегда будем пересматривать.
Челюсти (1975)
Кого не хватает в списке? Кто лишний? Или это всё бред - обязательная режиссерская программа?
|
</> |