РЕГРЕСС ИЛИ ПРОГРЕСС?
fedorovskaja — 10.07.2024 Вот что А.И.Фурсов думает о прогрессе, цитирую:Крушение СССР и то, что произошло с РФ в 1990-е гг., стало наглядной иллюстрацией отсечения и «конца прогресса», по крайней мере, всемирного, универсального. Ну а селективный, партикуляристский прогресс – это уже не прогресс. Не случайно в 1990-е гг. стали одна за другой появляться книги с названиями «The end of progress», «La fin de l’avenir». Они очень хорошо вписывались в общую антипрогрессистскую атмосферу, установившуюся уже в 1980-е гг. Как-то незаметно научную фантастику (science-fiction) вытеснил жанр фэнтэзи, а в самой научной фантастике собственно научный, просвещенческо-рациональный элемент уменьшился и ослабился, а фэнтэзийный (т.е. по сути сказочный) усилился. Достаточно взглянуть на эволюцию Пола Андерсона, Гарри Гаррисона и многих других авторов, начинавших в 1950-е – 1960-е годы в качестве классических научных фантастов.
Фэнтэзи – это не просто ненаучная фантастика. Если science fiction – это будущее в будущем, «будущее-как-будущее», то фэнтэзи – это прошлое в будущем и как будущее. Это сказочная версия мира средневековья и древности, населённая драконами, гоблинами, эльфами, гномами, ликантропами и т.д., опрокинутая в будущее и дополненная сверхсовременной техникой. Но суть дела не меняется от того, что местом действия фэнтэзи может быть и космос, в котором летают фотонные звездолёты и совершаются «прыжки» через гиперпространство и параллельные миры. Остаётся главное – сказочно-мистический ход происходящих событий. И именно в пользу такого хода и жанра склонилась чаша весов в 1980-е гг. Отсюда – фантастический рост популярности с 1980-х «Властелина колец» Дж.Р.Р. Толкина, «поттеромания» 1990-х, огромная популярность ролевых игр (прежде всего в США) типа «Башен и Драконов» («Dungeons and Dragons») и различных «Quests», мистических триллеров Стивена Кинга, Дина Кунца и др., вот уже почти четверть века сохраняющих свою популярность.
Поворот от науки к сказке и от Современности к Средневековью и Древности (повторю, независимо от того, помещены ли они теперь в будущее, в космос или находятся в вымышленном мире, вроде Mystarа World или Hallow world «Башен и Драконов») захватил не только массовую литературу и игры, но, естественно, и кино, чему в немалой степени способствовали возможности, предоставленные компьютером.
А теперь вернёмся к реальности: что происходит, мы деградируем? Нет, мы переходим сознаниями многих людей от мира плотного к миру тонкому, чтобы изучать законы физики этого мира, а иными словами, чтобы изучать магию. Раньше, как намёк на то, что кроме материи, которую можно пощупать, есть ещё и другая материя, которую не видим, но она работает, у нас были сказки. Речь о старых сказках, не новых, в них законы тонкого мира давались грубыми мазками, потому что в бОльшей точности не было ни потребности ни возможности уловить суть. Сейчас человечество немного повзрослело и на место старым сказкам в конце прошлого века пришли новые - фэнтези называется. И если старые сказки были в основном для деток лет до 7-ми, то новые сказки для деток лет до 20-ти, а задержавшиеся и в той и в другой группе - отдельная история и не сейчас. Итак, в новых сказках сюжеты всё те же: найти волшебство, спасти принцессу, победить зло, разгадать тайну, украсить жизнь и так далее, только чуть подробнее, чем в старых сказках для совсем малышей. А для взрослых на Земле вряд ли будут ещё более определённые сказки, просто потому что взрослых раз-два и обчёлся и это не изменится - больше их и незачем, но мы не о планах на будущее, мы о сейчас, и сейчас, если рассматривать динамику старые сказки-фэнтези, человечество как будто всё больше приближается к срезу знаний, которые пока от нас за стеклом. И если пощупать, а, тем более, использовать адекватно не очень получается, то хотя бы увидеть, что они есть - уже можно. И, конечно, сейчас образ магии примерно такой же кривой, как показ мод от ИИ, но мы однозначно движемся к новым знаниям и навыкам и это уже не остановить.
Так что зря Фурсов ругается на фантастов, они не растеряли мозги, они открыли новую дверь и не зная что за ней, стараются нам показать абсолютно незнакомый мир с помощью знакомых понятий. А это нереально сложная задача отсюда и столько кривых интерпретаций.
https://www.youtube.com/watch?v=jUi7-BdTClY
Интервальная микроскопическая съемка нейрона, ищущего связь
Вот так нейроны мозга формируют новые нейронные связи, когда мы решаем новую задачу, в результате структура мозга изменяется. А сейчас у вас тоже произошло еще одно изменение - вы же получили новую информацию и обрабатываете её. Так откуда деградация, если мы постоянно осваиваем новое, и в относительности научной фантастики прошлого века, это новое, скорее относится к микро-миру, чем к макро. А все законы, которые мы познаём, вырастают оттуда и макро-мир является всего лишь следствием.
Когда я смотрю на современное фэнтези у меня возникает что-то вроде "оооо, они начинают что-то видеть...", когда Фурсов смотрит на фэнтези, у него возникает что-то вроде "ну что за белиберда, бред бредячий". Забавно, что человек, использующий магию в постоянном режиме (иначе бы его прогнозы не работали), в упор её не замечает... А всё почему? Форма не та, которую ему удобно было бы дешифровать, порядка нет, хаос на хаосе хаосом погоняет, бардак одним словом, что для рьяного абсолютчика немыслимо и непостижимо. А мы через вот это вот и смотрим и видим, ага, хоть и с трудом... Было бы желание. Так и живём)))
|
</> |