Реформа образования

топ 100 блогов soossoyeff20.01.2011

Я вообще не часто пишу разного рода «телеги» в ЖЖ.
Особенно – на разного рода «актуальные темы».
Считаю, что в блогосфере и без меня великих мыслителей и спасателей отечества выше крыши.
Но иногда прорывается из глубин.
Вот, написал в выходные, наконец, решил вывесить.
Про реформу системы образования.

В последнее время все чаще слышу стенания по поводу погибающей системы образования. Как человеку, так или иначе имеющему к Высшей школе некоторое отношение, мне это все, конечно, грустно. Потому что на наших глазах действительно гибнет прекрасный и дивный мир, доставшийся нам в наследство от праотцев. Мир бесплатного школьного и университетского образования.

Впрочем, помимо светлой грусти по умирающему не могу не сказать, что процесс, на самом деле, идет в правильном направлении. Как бы не любили мы усопшего, давайте скажем честно — он давно был не жилец. Вообще всего его существование последние годы было большой трагической ошибкой. Трагической и бессмысленной.

 

В самом деле, каковы была цель всей этот образовательной системы, начиная с 9-ого класса и заканчивая аспирантурой? Если говорить честно то единственная цель – чем-то занять малолетних оболтусов, попутно хоть сколько-нибудь «форматируя» им мозги для более-менее успешной дальнейшей жизни. Но с этой точки зрения существующая система образования совершенно избыточна. Те же самые цели можно решать куда более дешевыми для государства методами.

 

90% знаний, которые даются в старших классах, большинству выпускников не понадобятся никогда. Если говорить про высшее образование, то подавляющее большинство выпускников современных вузов никогда не будут работать по специальности. А для менеджеров среднего звена и продавцов в «Евросети» получаемый ими багаж знаний совершенно лишний. Если же рассматривать всю тьму проходимых предметов с точки зрения «тренировки мозгов», «обучения решению сложных жизненных задач», то с тем же успехом, по примеру гимназий дореволюционных, всем повсеместно можно учить греческий, латынь и прочий закон божий, чисто для занятия времени и тренировки мозгов.

 

Не удивительно, что государство в определенный момент задумалось о том, что кормит и растит совершенно нефункциональную систему. Удивительно, что сделало оно это так поздно. И все те шаги, которые предпринимаются сейчас, они не «губительны», они, напротив, нерешительны и запоздалы.

 

Общая тенденция понятна: образование на всех уровнях должно быть максимально градуировано. Вместо того, чтобы создавать «общий уровень» и тянуть к нему всех, лучше создать множество «переходных этапов», чтобы каждый мог выбрать для себя подходящую ступень.

 

Бесплатное школьное образование – да. Но с неким необходимым минимумом предметов. Хочешь больше – пожалуйста, но только если ты умный или за деньги. 9 лет учить всех. Потом – только после экзаменов. В старшей школе – та же система. Общеобразовательный минимум – и конструктор дополнительных курсов. Я искренне считаю, что в старшей школе вообще не должно остаться непрофильных, «общеобразовательных» классов – только профильные. С глубоким изучением определенных предметов и крайне поверхностным – всех остальных .

 

То же самое с высшим образованием. Если ты будешь работать «менеджером среднего звена», то тебе совершенно нет никакой необходимости корпеть над историей литературы 5 лет. Я считаю, что и нынешний бакалавриант с 4 годами – многовато. Хватит и 3-х.  если в специальности нужны более глубокие знания (инженер там или профессиональный педагог) – то как раз 4-5 лет. Хочешь заниматься наукой, исследованиями, преподаванием или просто глубоко вникнуть в тему – магистратура и аспирантура. Но только для отличников. Остальным – за деньги (и пусть сами думаю, окупится или нет).

В будущее бесплатного высшего образования я не верю. Оно вырождается, и это очевидно. Университет – такая же бюрократическая машина, как и все остальные бюрократические машины. И в отсутствии конкуренции и контроля он начинает воспроизводить самого себя. Плодить студентов ненужных факультетов, которые в принципе не смогут работать по специальности. Единственное, что может заставить его развиваться в направлении, хоть сколько-нибудь отвечающем интересам социально-экономической системы, это заказ на образование. А он возможен только при платном образовании.

 

Если государству нужны определенные специалисты – оно оплачивает бюджетные места на этих специальностях. Но – обязательно – с последующим госконтрактом. Отучился на бюджетный счет – будь добр, отработай или верни деньги. Если такие специалисты нужны предприятию – оно делает то же самое. Специальные стипендии для особо одаренных (на всякий случай, чтоб были) — тоже со стороны государства или благотворителей. Все остальное – либо за деньги родителей, либо за счет образовательных кредитов.

 

Такая система неизбежно будет порождать конкуренцию на рынке образования. С одной стороны, со временем вымрут все откровенно плохие вузы. С другой — многим «вышка» окажется не по карману и они, наконец, пойдут в профтехучилища и займутся производительным трудом в тех сферах, где так нехватает рабочих рук.

 

И будет нам счастье. Хотя многие преподаватели, конечно же, лишатся работы. И их жалко больше всего.

 

P.S. И да, я являюсь последовательным сторонником монетизации льгот.

 


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
На одном из пляжей Литвы чайка похитила собачку мелкой породы. Пока хозяева отдыхали, разморившись на жарком летнем солнышке, огромная птица спикировала и унесла животное в море. Спасатели ничем не смогли помочь бедному животному. Я в шоке ...
Тора-гие соратнеги! Испытывая двоякое чувство, взываю к вашему и нашему коллективному бессознательному: таки шо делать?! Испытвать умиление и восторг от такой канонiчной хуцпы  Неполживости(тм)  или негодовать по поводу кражи интеллектуальной собственности у (о ужас!!!! на ...
Газета Times обращается к теме предвыборной кампании в России публикацией материала бывшего заведующего своим московским отделением Майкла Биньона, который 20 лет назад совершил поездку по России и теперь решил повторить ее в преддверии выборов. ...
Продолжаем разгребать накопившееся. Закапиталисты -- 186 , леваки -- 93 . -- Марксисты обработали одного из сыновей Илона Маска, убедив несчастного отрезать себе детородный орган и порвать с отцом. Это не та вещь, которую Маск забудет или простит. W.: -- Понятия не имею, что ...
Актер   Игорь Нефедов родился 28 марта 1960 года в Саратове. Родители Игоря вскоре после его рождения расстались, и Игорь воспитывался в Саратове у деда и бабушки.   Его отец Вячеслав Нефедов учился на одном курсе с Олегом ...