Рефлексия к «Ревизору»

Спектакль «Р» в театре Сатирикон.
Финал
Я уже писала, что после просмотра интервью Веры Полозковой решила посмотреть спектакль по Гоголю в Сатириконе.
Купила билет на ближайшую дату 26 июня и пошла.
В Сатириконе никогда не была. Была на легендарном антрепризном спектакле «Там же, тогда же» в здании кинотеатра-театра, которое уже 8 лет находится на ремонте.
До этого Константина Аркадьевича видела на сцене рядом со знаменитым папой в спектакле «Мир дому твоему» в Олимпийской деревне в середине 80-х годов, когда театр Райкина был только переведён и Ленинграда в Москву, а здания своего ещё не было.
И тут вдруг Сатирикон. Снова без своего здания. Арендуют Планету КВН.
Приехала рано. Зашла в Райкин-Плазу кое-что купить. (Ну да Аркадий Райкин и торговый центр. То, против чего он боролся, цветёт махровым цветом.)
Потом перешла через дорогу и оказалась в театре.
В зале во всю мощь работали кондиционеры и было очень холодно.
Ну да, у нас теперь Вечная зима.
https://klarissa45.livejournal.com/650354.html
Но у меня на этот случай есть тёплая одежда. Я же внутренне готова ко всему.
https://klarissa45.livejournal.com/461338.html
Спектакль начинается как читка пьесы. Актеры сидят на стульях и словно примеряют на себя свои роли.
( после спектакля я прочитала, что сначала Райкин должен был играть Городничего, а Трибунцев Хлестакова, но потом режиссёр Бутусов их поменял местами.
Потому что Хлестаков - это не человек, а идея.)

Вот актриса в шубе, жена Городничего - меценатша, сорящая деньгами, чтобы пустить пыль в глаза другим жёнам чиновников городка, описанного Гоголем.
А потом знакомый мне по сериалам актёр Осипов с монологом о побитой собаке и сбитом лосе. Щенка забили снежками, а лося кто-то сбил на дороге.

По отзывам зрителей с первых спектаклей я потом поняла, что эти ужасные слова из монолога ещё смягчили.
Потому что драматург Дурненков писал пьесу по Гоголю накануне 24 февраля, а теперь мы живём после. После наводнений и пожаров, после марша Пригожина и после теракта Крокуса.
Неужели в жизни нет ничего светлого и позитивного?
Вот у нас в школе делили нагрузку. И мне вспомнился монолог дочери Городничего в и исполнении Марьяны Спивак из спектакля.

Кто спрашивает детей? Считается, что взрослые лучше знают и делают им только добра. Учителя и классные руководители меняются каждый год. Сидит там наверху администрация и двигает учителей, как пешки в шахматной партии. Рокировочка и ещё рокировочка. Только дети и учителя привыкли друг к другу за год, нет, надо всё поменять, теперь всё заново. Другие корпуса, другие классы, другие предметы ( был русский, станет литература, была алгебра, станет геометрия, была история, станет обществознание.)
Добринский и Бобчинский в спектакле слились в один персонаж. И не толстый вовсе, обаятельный, стройный многодетный папаша. В очёчках, которые делают его ещё более беззащитным.

Но он тоже чем-то не понравился администрации.
И по сравнению с коллегами-учителями ему повезло меньше. Погиб при странных обстоятельствах, вместе с детьми и беременной женой.
Что ещё можно вспомнить позитивного из истории культуры нашей страны, чтобы отобразить в спектакле?
Фильм «Золотой ключик» 1938 года. Про счастливую жизнь советских детей.
Некий Карабас их бил и обижал, но Советская власть послала к ним корабль с алыми парусами и забрала в свою страну вечного счастья.
В конце первого акта гоголевские герои переносятся в светлое будущее и поэт хоромы финальную песню из «Золотого ключика».
|
</> |