Редкий вид

Зайдите в любой магазин пластинок или CD, посмотрите на покупателей, понаблюдайте, послушайте их вопросы к продавцу. Вроде бы музыка существует для всех людей, но большинством покупателей будут мужчины. И запросы их, как правило, вполне конкретны: «А у вас есть альбом группы X такого-то года?», «А есть ли что-то в духе группы Y?». Многие ничего не спрашивают, долго и сосредоточенно копаются в стеллажах, выбирают.
Женщин окажется на порядок меньше, да и спрашивают они другое – либо что-то модное на текущий момент, либо в подарок.
Конечно, здесь надо определиться с самим понятием – кто же такие меломаны?
Поясню от обратного, смотрите: для большинства людей музыка служит прикладным фоном для житейских процессов, музыка прикладывается к быту. Скажем, водители включают плэйлист «для дороги и драйва», кто-то включает музыку для уюта и релаксации, для утренних пробежек и занятий спортом, для танцев, для какой-то атмосферы и настроения. Люди живут и музыку используют как декорацию, как тот или иной подходящий саундтрек к жизни.
А для меломана наоборот: музыка первична, а весь остальной мир служит дополнением. Музыка становится главной любовью, лучшим другом и собеседником, чуть ли не основным источником эмоций и способом познания мира. Конечно, это эскапизм, - но так уж мы, меломаны, устроены.
И конечно, любовь предполагает познание – как же иначе? Влюбившись в какую-то музыку, мы непременно пытаемся узнать: а какие есть другие альбомы у этого музыканта/группы? Мы смотрим клипы и интервью, мы закапываемся в историю, ищем какие-то раритетные B-сайды и демо-записи.
Толкни меломана посреди ночи – он вам с закрытыми глазами изложит полную дискографию любимой группы “X”, и все метаморфозы состава, и список бонуc-треков на японском ремастере их легендарного альбома “L”.
У женщин иначе. Очень часто можно услышать: «О, группа “X”! Я так люблю группу “X”! Я от них фанатею!» - но копнёшь чуть дальше, и становится ясно, что группу “X” девушка знает лишь по основным хитам, даже не все альбомы слушала, помнит лишь имя фронтмена.
Мужчины коллекционируют музыку, собирают, упорядочивают. Я видел квартиры, в которых шкафы с пластинками или CD занимают больше места, чем прочая мебель; при этом всё любовно расставлено в алфавитном порядке или по жанрам. Я знаю психов, которые вручную прикручивают тэги и обложки к каждому треку своей цифровой коллекции.
Возможно, коллекционерство в целом – это выражение некоего мужского инстинкта: найти, познать, присвоить. Женщин-коллекционерок ведь тоже крайне мало, и наверняка здесь есть какая-то связь.
Помню ещё такой штрих из детства и родительской фонотеки: на кассетах, переписанных мамой, было написано просто “ABBA”, или «итальянцы», а то и вовсе название какой-нибудь одной песни, которая ей там понравилась. На кассетах, которые переписывал отец, были по возможности прописаны все названия песен и исполнителей, аккуратным мелким почерком.
Вспоминаю различные залежи кассет и пластинок, увиденные в гостях – и всегда это были коллекции отцов или старших братьев. «Мамина коллекция пластинок» - это какая-то невозможная фраза.
И если посмотреть на любой меломанский форум или чат, абсолютным большинством там тоже будут мужчины.
***
Вовсе не хочется думать, что женщины любят музыку меньше или как-то поверхностно. Конечно, есть женщины, которые музыку глубоко понимают и чувствуют, есть профессиональные музыканты и даже женщины-музыковеды. Но вот этого меломанского отношения, этого восприятия мира через музыку и одержимого собирательства пластинок я среди женщин почти не встречал (те самые пять за всю жизнь, помню каждую, испытываю к ним огромное уважение).
И для меня это ещё один удивительный маркер разницы полов. Меломанок почти нет, это редчайший вид людей. Не верите? Зайдите в музыкальный магазин, посмотрите на покупателей.
|
</> |