рейтинг блогов

Рецепт приготовления iHDR-фотографий

топ 100 блогов aermolitsky28.02.2011 Сегодня я расскажу свою самую страшную тайну - как я делаю тонмаппинг (или iHDR, если хотите). Тонмаппинг заключается в склейке кадров одной сцены, снятых с разной выдержкой. Он позволяет "упаковать" большой динамический диапазон (ДД) снимаемой сцены (закат, рассвет, вид из пещеры и т.п.) в маленький ДД монитора/отпечатка, на котором этот снимок будет просматриваться.

Рецепт приготовления iHDR-фотографий
Nikon D300 + Sigma 10-20/4-5.6 + polarizer (iso200 14mm f/11 1/5s) iHDR
Этот снимок отлеживался в моих архивах почти 1.5 года, это рекорд :)


Насколько естественно на ваш взгляд смотрится фотография в заголовке поста? Думаете, она выглядит естественно потому, что я использую хорошую камеру и оптику? Я не открою большую тайну, если скажу, что во многих случаях фототехника дает неестественный результат, даже если ваша камера стоит как новый мерседес. В данном случае я сделал несколько кадров с разной выдержкой, один из которых выглядит следующим образом (без какой либо обработки):
Рецепт приготовления iHDR-фотографий
Это именно то, что я подразумеваю под словом "неестественный" - глаз видел эту сцену совершенно по-другому! В реальности это снималось ранним вечером, было еще очень светло, словно днём в пасмурную погоду. А нижняя часть снимка при этом выглядит так, как будто я её снимал ночью. Увеличение выдержки в данном случае не спасет - небо и так пересвечено.

Есть три основных способа решить эту проблему и сделать фотографию более естественной:

  1. снимать один кадр, используя градиентные фильтры
  2. снимать несколько кадров с разной выдержкой и затем склеивать их некоторым образом
  3. снимать один кадр в RAW и затем склеивать изображения, полученные из RAW с разной экспокоррекцией

У каждого из этих методов есть свои плюсы и минусы, кроме того, эти методы можно комбинировать. Сегодня я буду говорить только про второй метод. Если будут желающие, могу как-нибудь отдельным постом рассказать про градиентные фильтры.

Итак, у меня есть несколько кадров, снятых с разной выдержкой:
Рецепт приготовления iHDR-фотографий

Рецепт приготовления iHDR-фотографий

Рецепт приготовления iHDR-фотографий

Рецепт приготовления iHDR-фотографий

Рецепт приготовления iHDR-фотографий

На всех кадрах, кроме самого верхнего, небо пересвечено. На всех кадрах, кроме самого нижнего, горы недоэкспонированы (слишком тёмные). Необходимо некоторым образом склеить их так, чтобы в результате получилось реалистичное изображение, в котором и небо не пересвечено, и горы нормально смотрятся.

Сейчас существует множество программ, позволяющих автоматически склеивать HDR-ки. Я в своё время перепробовал несколько из них и был полностью разочарован - во всех случаях результат получался совершенно неестественным. Например, вот лучший результат, которого мне удалось добиться за 15 минут от инструмента "Merge to HDR Pro" в Photoshop CS5:
Рецепт приготовления iHDR-фотографий
Ужасно, не правда ли? Даже слово "Pro" в названии скрипта не помогло.

В результате я разработал собственный метод тонмаппинга, позволяющий вручную склеивать кадры с разной выдержкой, накладывая их друг на друга в виде слоёв с масками в фотошопе. Мой метод не является уникальным, более того, я далеко не первый его изобрёл. Вполне возможно, что где-то в Сети он уже подробно описан, но я об этом не знаю, так что если найдёте - дайте ссылку.

В результате применения этого метода слои в фотошопе у меня обычно выглядят следующим образом:
Рецепт приготовления iHDR-фотографий
Здесь tone mapping - группа слоёв, выполняющих тонмаппинг, т.е. наложение кадров с разной выдержкой. О создании масок для этих слоёв пойдет речь далее. Как видно, я использовал 3 кадра, один из которых (d30_1782) конвертировал в RAW-конверторе 3 раза с разной экспокоррекцией; в данном случае это не имеет принципиального значения, можно было бы снять 5 кадров и получить такой же результат. Группа postprocessing содержит слои обработки полученной HDR-ки. В данном случае здесь нет ничего особенного: слой инструмента Shadows/Highlights для затемнения наиболее яркого участка неба (горы не трогались) и слой повышения насыщенности в красном и жёлтом каналах. Группа print содержит слои для подготовки изображения к печати: слой осветления теней и слой повышения резкости.

В таком виде со всеми слоями обработанный файл в формате *.psb хранится у меня на жёстком диске. В любой момент я могу открыть его и скорректировать любой этап обработки/тонмаппинга, это очень удобно.

Мы медленно, но верно подошли к основной теме данной статьи - рисованию масок слоёв. Тонмаппинг начинается с загрузки в фотошоп всех кадров брекетинга (например, при помощи скрипта File → Scripts → Load Files into Stack) и простановки всем слоям, кроме самого нижнего, чёрной маски (Layer → Layer Mask → Hide All). В результате получается следующее:
Рецепт приготовления iHDR-фотографий
В данном случае я накладываю тёмные слои на светлые, однако в общем случае слои можно располагать в любом порядке, всё зависит от сюжета и ваших предпочтений.

Первая маска (d30_1782) - самая простая. Используем Gradient Tool для получения первого приближения маски:
Рецепт приготовления iHDR-фотографий

Затем мягкой кисточкой (Hardness: 0%) закрашиваем на этой маске горы, чтобы они не затемнялись при наложении этого слоя:
Рецепт приготовления iHDR-фотографий

Результат наложения слоя с этой маской:
Рецепт приготовления iHDR-фотографий

Вторая маска (d30_1782 -1 eV) уже сложнее. Вначале необходимо выделить светлую область изображения. Для этого накладываем слои Black&White и Curves:
Рецепт приготовления iHDR-фотографий

и выделяем светлую часть изображения, зажав Ctrl и кликнув по слою RGB в закладке CHANNELS:
Рецепт приготовления iHDR-фотографий

удаляем временные слои (Black&White и Curves) и зарисовываем белым цветом вторую маску с помощью мягкой кисточки (Brush Tool). Снимаем выделение (Ctrl + D). Получилась следующая маска:
Рецепт приготовления iHDR-фотографий
Такая маска плоха тем, что при наложении слоя сильно падает микроконтраст. Кроме того, появляются некрасивые ореолы вокруг деревьев. Чтобы решить эти проблемы, маску нужно заблюрить, но не полностью, а выборочно, не трогая границу контрастных зон (граница между небом и горами). Для этого используется Blur Tool (для деревьев) и Gaussian Blur с радиусом 10-50 (для остальных областей). Кроме того, верхнюю часть маски (там, где небо) можно полностью закрасить белым цветом при помощи кисточки, а нижнюю часть (там, где горы) - чёрным цветом. В результате получается такая маска:
Рецепт приготовления iHDR-фотографий

а вот 100% crop этой маски в области деревьев:
Рецепт приготовления iHDR-фотографий

наложение слоя с этой маской даёт:
Рецепт приготовления iHDR-фотографий
уже лучше, но небо по-прежнему убито.

Третья и четвёртая маска делаются аналогичным образом - выделяем светлые области, рисуем маску по выделению, выборочно заблюриваем и корректируем маску кисточкой. В результате получаем слоёный пирог, который для наглядности можно изобразить следующим образом:
Рецепт приготовления iHDR-фотографий

И вот что получается при склейке этого пирога:
Рецепт приготовления iHDR-фотографий
далее применяем слои обработки и получаем карточку в заголовке этой статьи.


Вот и всё! Главное понимать, что HDR - это не панацея, а всего лишь метод борьбы с одной единственной проблемой - большим динамическим диапазоном. Если на фотографии запечатлено красивое место с хорошим светом и правильно построеной композицией, то HDR может помочь передать этот сюжет более естественным образом. Если этого нет, то никакой HDR уже не поможет.

Готов выслушать ваши замечания и предложения. Также приветствуются подарки, цветы и конфеты! Ну и ссылки на аналогичные статьи присылайте.


<предыдущая статья | следующая статья>

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Всех приветствую! Меня зовут Галина и я хочу рассказать о своем рабочем дне в благотворительном фонде "Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей" http://www.fond.org.ru/ , в котором я работаю уже больше 10 лет, о чем нисколько не жалею. Мне почти 42 года и я ведущий дизайнер фон ...
"I know there's something more, than what we living for. Я знаю, есть что-то большее в том, зачем мы живем." Nick Vujicic Вчера я была на презентации новой книги легендарного Nick Vujicic "Любовь без границ" в Общественной палате РФ. Nick  - удивительный человек, ...
Военные перед декорациями, установленными на Красной площади в преддверии парада Победы. 6 мая 2021 года Александр Неменов / AFP / Scanpix / LETA Ученый Михаил Мельтюхов — о новом законопроекте, запрещающем «отождествлять» цели СССР и нацистской Германии. Депутаты Госдумы ...
Алексей Саврасов. «Зима» Василий Максимов. «Злая свекровь» Адриан ...
Санкт-Петербург – город, подобно хорошему коньяку. Его надо вдыхать и пить небольшими глотками. Сразу осмотреть все достопримечательности в одну поездку невозможно, поэтому время от времени любой, побывавший там единожды , ...