Рецензия на первый и второй сезон сериала "Бумажный дом" (La casa de papel)
s3tr0n — 10.03.2023В какой-то момент я захотел посмотреть сериал, который длится более одного сезона, поэтому, пятисезонный "Бумажный дом" выглядел отличным кандидатом. Однако, его просмотр, в силу обстоятельств, основательно затянулся и к текущему моменту я смог осилить только два сезона из пяти. Тем не менее, они выглядят достаточно законченными, чтобы составить о них мнение, чем и займёмся.
Группа из восьми людей проникает в Монетный Двор Мадрида, чтобы совершить дерзкое, но эффектное ограбление. Они берут в заложники всех, кто был внутри, включая сотрудников Монетного Двора и группу школьников, пришедших на экскурсию. Однако они не забирают то, что есть у заложников и не ставят себе целью обчистить сейф. У них задачка поинтереснее - в течение нескольких дней они будут печатать деньги, чтобы каждому из участников хватило до конца жизни.
Восемь людей не являются близкими знакомыми, однако последние несколько месяцев они провели вместе в уединённом особняке за городом, основательно готовясь к ограблению под чутким руководством таинственного лидера - Профессора, который и придумал всю схему ограбления вплоть до мельчайших деталей. Грабители знают друг друга разве что по кодовым именам, в качестве которых используются названия городов: эксцентричная девушка Токио, талантливый молодой хакер Рио, пожилой медвежатник Москва со своим улыбчивым и не слишком умным сыном Дэнвером, два суровых брата-вояки Осло и Хельсинки, аристократичный похититель драгоценностей Берлин, и девушка специалист-фальшимонетчик Найроби. Когда грабители оказываются внутри, они закрывают все проходы в здание и вынуждают полицию и спецслужбы взять Монетный Двор в осаду. Профессор не только спланировал ограбление и обучил свою банду, оказавшуюся взаперти, но ещё и поддерживает её снаружи, следя за внешними коммуникациями и ведя все переговоры.
Вопрос лишь только в том, насколько продуманным оказался план Профессора и получится ли довести его до конца, не смотря на все непредсказуемые обстоятельства?
Фильмов про ограбления много, и каждое из них сводится к эффектному и продуманному плану. В основе этого ограбления тоже лежит продуманный план, который, казалось бы, должен учесть все мелочи. Однако есть два момента, которые были упущены Профессором - человеческий фактор и человеческие отношения. Именно из-за них всё мероприятие регулярно трещит по швам и даёт сбой. С обеих сторон баррикад вспыхивают и разгораются личные конфликты и страсти. У Токио и Рио завязался роман, Дэнвер влюбляется в одну из заложниц - секретаршу, которая выбрала день ограбления, чтобы сообщить своему женатому начальнику, что беременна от него. На стороне представителей власти тоже всё не так гладко, как хотелось бы. Вести переговоры с грабителями поручают инспектору Ракель Мурильо, у которой хватает своих проблем - муж избивал её и она добилась судебного решения дистанцировать его от себя. Её мать страдает от Альцгеймера, а её женатый коллега Анхель уже который год тщетно пытается подбить к ней клинья.
Именно подобные личные сложности встают на пути реализации "идеального плана". Почти каждая серия становится констатацией факта, что продумать абсолютно всё невозможно, и именно поэтому смотреть сериал интересно. Сюжет развивается стремительно и буквально с первой же серии вводит зрителя в атмосферу управляемой непредсказуемости. Практически каждый шаг полиции оказывается учтённым, но когда в дело вступает человеческий фактор, план начинает разрушаться. Первый и второй сезон в этом плане представляют собой законченную историю, однако именно со сценарной точки зрения сериалу не хватило целостности. Первый сезон быстро набирает темп и довольно скоро оказывается на ровном плато выжидания - происходящие события слабо колеблет устоявшееся состояние и ярких потрясений оказывается не так много, как хотелось бы. Второй сезон словно доделывался в спешке уставшим монтажером, который резал по живому, урезая ценное развитие героев, чтобы успеть свернуть лавочку за ограниченное время. Если в первом сезоне целых 13 серий, то во втором их оказалось всего 9. Второй сезон подводит черту в ограблении Монетного двора, но делает это настолько скомкано и рвано, что мысль о вырезанном контенте и запоротых сюжетных арках остаётся горьким послевкусием добротного сериала.
Отдельным пунктом следует отметить критику существующего режима. Авторы неплохо прошлись по проблемам расслоения населения, отсутствия будущего у большинства подростков, и остросоциальную тематику семейных отношений - браки с проблемами и множество двойных стандартов во многих сферах жизни. Другое дело, что, сценаристы, поднимая подобные темы, никак их толком не развивают и по результатам двух сезонов большинство мыслей выстреливают в пустоту и ничем не заканчиваются.
Повествование намеренно сделано нелинейным, чтобы эффектно наполнять будни грабителей мотивацией и смыслом. Авторы упорно держат зрителя в курсе временных рамок, стабильно указывая время, прошедшее с начала ограбления. Если в первых сериях это было более-менее любопытно, то уже ко второму сезону начинает откровенно раздражать, ведь подобная точность оказывается откровенно излишней.
Девушка Токио выбрана в качестве главного рассказчика - от её лица идёт закадровое объяснение сложившейся ситуации, которое разбавляется эмоциональной раскраской. Она ведёт основную сюжетную линию с самого начала ограбления, попутно переключаясь на сцены из недавнего прошлого, в которых Профессор, словно преподаватель университета перед сидящими за партами студентами, раскладывает по полочкам все аспекты поведения полиции с детальным объяснением протоколов и особенностей ситуации. Однако с Токио не всё так просто - она не просто рассказчик, который помогает зрителю оставаться в курсе событий и эмоционального состояния героев. Она - ненадёжный рассказчик, зачастую перевирающий события и выставляя их в неправильном свете. Её комментарии создают ложные ожидания, которые ловко обманываются сценарием, поддерживая интерес к происходящему.
Флэшбеки вписаны в повествование жирным шрифтом, подчёркивая сложившуюся ситуацию, и давая зрителю ориентир для совершаемых героями выборов. Авторы всё время возвращаются к периоду "подготовки команды", чтобы проиллюстрировать, что персонажи были подготовлены к определённому развитию событий. Делать так было необходимо, потому что даже за два сезона с 22-мя сериями авторы так и не смогли детально представить и раскрыть персонажей, объяснить их мотивацию и стремления. Большинство из них так и останутся известными под кодовыми именами и, очевидно, будут раскрываться дальше в последующих сезонах. Большинство диалогов часто ощущается топтанием на месте и переливанием из пустого в порожнее, а это сказывается на общем впечатлении.
Урсула Корберо, сыгравшая девушку Токио, дополняет картинку своими закадровыми комментариями. Сама по себе Токио - крайне эксцентричная натура, склонная к резким и плохо обдуманным решениям, однако в сочетании с другими "более рациональными" персонажами она создаёт убедительную комбинацию. Корберо при этом отлично смотрится на экране - хоть в модной одежде, хоть с винтовкой в руках.
Альваро Морте в роли Профессора большую часть хронометража представляет собой человека загадку - слишком много неизвестных, многие из которых всё же раскрываются. При этом следует отметить, что при всей продуманности и эффектности его плана, он сам создаёт ситуации, ставящие операцию на грань провала. Морте наделил своего персонажа достаточно эмпатичными манерами - скромностью, интеллигентностью, ранимостью и слепой целеустремленностью.
Ициар Итуньо, сыгравшая инспектора Ракель Мурильо, мне на понравилась. Хоть она и пыталась создать на экране образ сильной и независимой женщины, которая прячет за внешним фасадом ранимость и стремление к счастью, получилось не очень. Слишком сильный контраст эмоциональных терзаний, которые накрывают героиню к финалу второго сезона, быстро рассыпают выстроенный убедительный образ.
Зато Педро Алонсо в роли лидера Берлина справился с образом на все сто. Пряча пару эмоциональных тузов в рукаве, он отлично держит марку хладнокровного и расчётливого грабителя, держащего массу деталей под контролем. Больше всего Алонсо удалась ухмылка превосходства и самолюбования, которая даже не выглядит излишне наигранной.
Ещё один раздражающий персонаж - это Дэнвер, которого сыграл Хайме Лорэнте. Все два сезона Лорэнте только и делал, что выматывал нервы всем вокруг, и мне, как зрителю, в первую очередь.
"Бумажный дом" для меня первый опыт испанского сериала, но, надо сказать, опыт вполне положительный. Первый сезон получился более чем отличным, а проблемы начались лишь в районе второго, когда темп событий снизился, а персонажи начали откровенно тупить. Буду ли я смотреть оставшиеся три сезона? Скорее да, чем нет, однако уровень ожиданий будет более низким, чем хотелось бы.
Первые два сезона "Бумажного дома" получились любопытными, но неровными. Первый сезон взял высокую планку эффектной демонстрации дерзкого продуманного ограбления, однако второй сезон слишком резко обрывает казавшиеся важными сюжетные арки и финал оказывается слегка скомканным. Авторы попытались усидеть на нескольких стульях, и, естественно, не объяли необъятное. Впрочем, смотреть его всё равно любопытно.
Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Третья книга про хоббитов, несущих кольцо в Мордор
Кинокомикс про десяток супергероев, веками охранявших человечество
Сиквел экшена про бородатого Бога Войны и его сына
Кинокомикс про семейные разборки азиатских супергероев
Аниме про историю любви японского авиаконструктора
Аниме про поиски летающего острова
Аниме про благородного грабителя и народное достояние
Аниме про собаку-детектива
Итоги Челленджа 2022
Мои итоги 2022 года
Спасибо, что подписываетесь и добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.
|
</> |