Рецензия на игру "Horizon Forbidden West" (2022)
s3tr0n — 16.05.2022Разработчик: Guerrilla Games
Платформа: PS5
Дата выхода: февраль 2022
Время прохождения: 120+ часов
Продолжение футуристического экшена про первобытную воительницу с луком, которая сражается с роботами, я ждал с опаской. Первая часть влюбляла в себя одним только дизайном и скрытой за увлекательным геймплеем историей. Сюжетное дополнение "Frozen Wilds" добавило пару штрихов и пролило свет на дальнейший вектор развития франшизы. Теперь вторая часть пройдена вдоль и поперёк (я даже платину выбил, что у меня случается крайне редко), поэтому можно ответить на вопрос, стоило ли оно того?
Сразу большой дисклеймер - игра является прямым продолжением первой части и базируется на уже известной информации. Начинать "Запретный запад" без первичного ознакомления с "Новым рассветом" абсолютно бессмысленно. Не испугало? Тогда погнали под кат.
Итак, Элой победила Аида и спасла город Меридиан, получив славу и статус Спасительницы, которые бегут перед героиней, опережая её появление где-бы то ни было. Однако самой Элой расслабляться рано - биосфера планеты нарушена и всюду растут ядовитые красные растения, которые вскоре могут привести к вымиранию всего живого. Чтобы это предотвратить, Элой хочет отыскать резервную копию Геи, чтобы та помогла восстановить биосферу планеты. К сожалению, задача это не из лёгких - последняя зацепка приводит её на базу "Дальнего зенита" - компании, которая хотела организовать межзвёздный перелёт и удрать с Земли, до того, как Чума Фаро сделает своё дело. Однако и эта зацепка оказывается пустышкой.
В отчаянии Элой решает отыскать Сайленса, который скрылся где-то на Запретном Западе и связался с ней по голосвязи, готовый поделиться ценной информацией, добытой им у захваченного в плен Аида. Элой отправляется в дорогу и добирается до запада континента. Там она выясняет, что кровожадное племя Тенакт находится в состоянии гражданской войны. Вождь племени Хекарро готов заключить мир с домом Солнца и восточными землями, однако лидер повстанцев Регалла отчаянно хочет ему в этом помешать. Элой слабо интересуют распри кланов, ибо перед ней стоит задача куда более важная и масштабная, однако на пути к её решению ей предстоит войти в положение местных и разобраться с их проблемами.
Сюжет игры концентрируется на продолжении приключений рыжеволосой воительницы, перед которой возникают новые трудности и новые испытания, которые она (конечно) преодолеет. Другое дело, что обретённый в прошлой части статус делает её уникальной фигурой, отдельно стоящей от окружающего её народа. В данном статусе становится крайне любопытно наблюдать за построением отношений с окружающими. Слава Элой бежит впереди неё и, куда бы она не пришла, её уже знают и уже находятся в состоянии трепета. Фактически, не обладая какими-то сверх-способностями, Элой становится первой среди равных и живым супергероем без страха и упрёка, которой по плечу то, где другие уже давно потеряли надежду. В подобной ситуации даже интереснее наблюдать, как иногда этот барьер ответственности рушится и из-за него выглядывает запуганная девочка с обилием детских травм, вынужденная раз за разом смиряться с тем образом, который на неё навешивают и невольно подтверждать его.
Традиционно, ключевым элементом преодоления трудностей становятся семейные ценности, которые в сиквеле обрели физическое воплощение. В первой части её статус изгоя способствовал снисходительному к ней отношению, а травма потери близкого человека давала мотивацию двигаться дальше. Теперь у героини получается обрести некое подобие дома и семьи - по всему континенту она собирает "своих людей" и впускает их в своё окружение. Чуть ли не треть сюжета тратится на взаимодействие и их взаимоотношения. Шутка ли, вернувшись в лагерь можно лишний час просто проболтать со всеми его обитателями. Герои делятся мыслями, переживаниями и обсуждением текущей обстановки, которая меняется по ходу сюжета. В игре, конечно, нет полномасштабной системы развития отношения и от выбора реплик в диалогах не зависит ничего, но по крайней мере подобное детальное расширение ЛОРа игры идёт ей только на пользу.
К слову, разработчики сделали большой шаг в превращении своего экшена в полноценную РПГ. Конечно, до классических представителей жанра ей ещё далеко, но эволюция на лицо. Выборы, которые давались в первой части ни на что не влияли от слова совсем, а здесь у нас присутствует целых два выбора, где игрока заставляют принять чью-то сторону и мириться с последствиями. Правда последствия тут сугубо номинальные, но всё же - авторы очень аккуратны в своих экспериментах.
Это же утверждение актуально и для всей игры - в ней достаточно инноваций, чтобы называться полноценной второй частью, но интересней здесь то, как сценаристы пропихивают актуальные тренды в свой футуристический мир. Например, подавляющее большинство значимых персонажей - это сильные и независимые женщины, которые с оружием в руках борются за свои ценности и идеалы. Не обошлось и без трансгендеров и гомосексуалов, которых, правда хорошенько запрятали по побочным миссиям, чтобы они не отсвечивали. Но правда в том, что среди них попадаются любопытные герои, обладающие своими собственными историями, которые интересно узнавать.
Игровой процесс первой части и так был отличным, а во второй разработчики добавили уйму новых возможностей, чтобы игроку всегда было чем заняться. Ключевой механикой всё ещё является охота на машины - всюду рыскают большие и маленькие животнообразные роботы, которые отличаются повадками, поведением и способностями. Элой продолжает активно использовать визор, чтобы узнавать информацию о мире и машинах - их сильные и слабые стороны, маршруты патрулирования и способности - а потом истребляет вставшие на пути экземпляры. Количество методов для истребления у Элой значительно возросло - из первой части перекочевали несколько видов луков, праща для метания бомб, и нитемёт, расставляющий ловушки, канатомёт, чтобы пригвоздить машину к земле. К ним прибавились невероятно убойные копья (имбовое оружие по всем параметрам), боевой лук для ближнего боя (почти бесполезен), шипомёты, стреляющие кольями, и перчатка для метания дисков. Чтобы игроку не было скучно - все виды оружия делятся по качеству на 4 уровня (зелёный, синий, фиолетовый, оранжевый) и каждое оружие ещё можно улучшить - сделать мощнее и разблокировать дополнительные возможности (будь то дополнительная ячейка модификации или вид вооружения). Чем лучше оружие, тем больше труднодобываемых компонентов придётся добыть, чтобы его улучшить до максимума. Для прокачки лучших образцов вооружения и брони (её тоже можно улучшать) придётся буквально фармить машины, раз за разом таскаясь по местам их обитания. Впрочем, заставлять это делать никто не будет.
Очень любопытно авторы поступили с настройками сложности. Начиная с нормального уровня в игре возникает тактический элемент отстрела компонентов - если нужный элемент не отстрелить до полного уничтожения машины, он пропадёт окончательно. Этот момент заставляет планировать свои действия и изобретать различные ухищрения и тактики, чтобы охота была плодотворной.
Разработчики наполнили игру массой занятий в открытом мире, причём почти каждое из них в финале приносит полезную награду. Кубок самого бесполезного времяпрепровождения занимает сбор данных с дронов. Остальные коллекционные предметы выливаются в крайне эффектный и эффективный предмет экипировки, так что категорически не рекомендую что-то из этого пропускать. Бонусом идёт встроенная настольная игра "Стычка машин" со слегка переусложнёнными шахматными правилами и собственным геймплеем и сбором "собственной колоды". Проблема только в том, что через какое-то время я разработал универсальную комбинацию фигурок, с которой мог победить любого противника.
Вообще, увлекательность игры была её ключевой особенностью и во времена первой части, а тут они и машин новых придумали (старые виды тоже никуда не делись, в том числе и из дополнения Frozen Wild), и методы борьбы с ними подкачали. Каждое сражение с машиной - испытание на выносливость и изобретательность, где не существует универсального способа победить. Конечно, я говорю о высоких уровнях сложности, когда приходится включать рефлексы и реакцию на полную катушку. Авторы намеренно не делают из Элой терминатора, который одним выстрелом из лука выносит всех и вся - она просто обладает возможностями более эффективно расправляться с механическими животными.
Разработчики накрутили дополнительных опций, в которых разобраться оказывается довольно сложно, но постепенно к местной раскладке привыкаешь и начинаешь получать удовольствие от процесса. Огромный вклад в восприятие вкладывает контроллер DualSense - это реально первая игра PS5 где я откровенно кайфовал от реализации возможностей адаптивных курков. Взлом запертых дверей с помощью копья никогда не был настолько физически ощущаемым!
Игра базируется на том же движке, но количество отображаемых объектов выросло в разы. Картинкой наслаждаешься в каждый момент времени, а закаты и рассветы тут просто волшебные. Анимации героев были тщательно и убедительно засняты с помощью motion capture и бережно перенесены в виртуальный мир. Игра получилась на редкость кинематографичной и эффектной - во время диалогов камера всё время скачет от персонажа к персонажу, на лету меняя ракурсы и планы, добавляя происходящему живости и остроты. В первой части радовала только мимика - здесь же персонажи редко стоят истуканами - они ходят и активно жестикулируют, вырываясь за рамки типичных “говорящих голов”. Общаться с такими персонажами одно удовольствие.
“Forbidden West” для меня стал той самой первой игрой для PS5, которую я купил и ни разу за время 120-часового прохождения не пожалел о покупке. Финал игры не просто подготавливает почву для третьей части, а является масштабным для неё плацдармом. Несколько раз за время прохождения в голове невольно возникала ассоциация с Mass Effect 2. Forbidden West схожа по сюжетной структуре, сюжетным развилкам и некоторыми элементами взаимодействия с миром. Нарочно это было сделано, или так получилось случайно - сложно судить, однако теперь я жду ровно двух вещей. Во-первых, опции “Новая игра+” чтобы ещё раз перепройти сюжетку на максимальном уровне со всем снаряжением, которое я успел добыть. Во-вторых, новостей о разработке полноценной третьей части, которая грозит стать без малого эпической.
"Horizon Forbidden West" это практически идеальный сиквел, который делает и без того прекрасную игру ещё чудеснее. Комплексный сюжет с неожиданными сюжетными поворотами и полномасштабное расползание вширь всех без исключения элементов возводит игру на пьедестал живой классики. Пропускать подобное категорически запрещено.
Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Оскароносная драма Коэнов про побег от неизбежного
Приключения умершей девочки в Аду
Сериал про корейцев в смертельно-опасной детской игре
Хардкорный платформер про братьев Чашечек
Авантюрная притча про грабителей и набожную старушку
Кооперативное приключение о семейной паре на грани развода
Сиквел кооперативной кухни в экстремальных условиях
Сатирический фильм-катастрофа про приближающийся к Земле астероид
Кооперативный экшен про побег из тюрьмы
Морозное приключение исследовательницы мира животноподобных роботов
Квадриквел киберпанк противостояния машин и людей
Экшен про месть на планете-свалке
Сиквел боевика про агрессивный гудрон
Второй и третий сезоны сериала про школьника-сексолога
Здесь можно подписаться и добавиться в друзья.