Рецензия на игру "God of War: Ragnarok" (2022)

топ 100 блогов s3tr0n09.02.2023 Рецензия на игру God of War: Ragnarok (2022)

Разработчик: SIE Santa Monica Studio
Платформа: PS5
Дата выхода: Ноябрь 2022
Время прохождения: 60 часов

"GoW:Ragnarok" была второй игрой, которую я действительно ждал в 2022 году. Я, конечно, хотел себе красивый стилбук, но после всех санкций я был рад и простому диску. Спустя три недели после релиза в свободной продаже всё же стали появляться коробки с игрой без русской локализации, от которых отказались оформившие предзаказы. Мне русская озвучка и даром не нужна была, так что для меня это был лучший вариант из возможных. Теперь, спустя два месяца комфортной игры на высоком уровне сложности и 60 часов чистого прохождения я завершил сюжетную линию и могу поделиться впечатлениями.


Прошло несколько лет после событий первой части. Кратос и Атреус (а не Артей) живут в Мидгарде и мёрзнут из-за наступившего Фимбулвинтера - суровой зимы, предвещающей конец света Рагнарок. Кратос всё столь же суров, а Атреус повзрослел и возмужал. Его всё чаще мучают вопросы самоопределения - кто он и зачем? Почему на фреске в Йотунхейме его зовут Локи и какого его предназначение в грядущем Рагнароке? Богиня Фрея продолжает отчаянные попытки отомстить за смерть сына, но Кратос обстоятельно избегает прямого столкновения.
Внезапно сбывается сон Атреуса трёхлетней давности - к ним в дом заявляются Тор и Один, и предлагают перемирие. Взамен Атреус должен прекратить попытки отыскать скандинавского бога войны - Тюра. Сын делал это втайне от отца. Кратос отказывается от "щедрого" предложения и оказывается ввязан в стычку с Тором. После её окончания Кратос, Атреус и Мимир оказываются в тайном доме братьев Хулдра (Синдри и Брока), располагающемся в мире между мирами - на ветвях мирового дерева Иггдрасил. Здесь, Атреус признаётся в своих поисках Тюра и рассказывает о своих находках. Кратос нехотя соглашается и вместе они отправляются в мир гномов Свартальхейм, не предполагая, насколько масштабное приключение их ждёт.
Рецензия на игру God of War: Ragnarok (2022)

Сюжет игры целиком и полностью развивает события прошлой части 2018 года, поэтому если вы не в курсе, кто такие Фрея, Мимир и братья Хулдра - сюда лучше вообще не соваться. Кроме того, для давних поклонников похождений спартанца здесь приготовлена масса пасхалок, которые скрашивают и без того яркое приключение. Регулярные упоминания о былых подвигах бледного Бога Войны всплывают в разговорах и доставляют приятные мгновения ностальгии. При беглом взгляде со стороны можно даже не разглядеть ту гору нововведений, которые предлагают разработчики - здесь надо с головой погружаться в процесс и атмосферу, чтобы ощутить всю прелесть прогресса.
Во-первых, история, хоть и осталась линейной, подаётся на редкость эффектно. Игрок локомотивом движется по проложенной пророчествами дорожке, меняя главных героев и их спутников как перчатки, чтобы углубить и расширить историю, демонстрируя её с разных точек зрения. При этом следует отметить что художественный приём "съёмки одним кадром" никуда не делся, а моменты переходов смотрятся крайне кинематографично.
Во-вторых, сюжетные ветки и лор имеющихся персонажей расширили до космических масштабов, а сверху добавили ещё ворох новых героев, которые получились на редкость колоритными. Персонажи озвучат и ответят на все вопросы, которые могли возникнуть, и даже на те, которые вы не думали задавать. Сюжетная линия братьев Хулдра - одна из наиболее мрачных, а центральная концепция единения отца и сына так и вовсе вышибает слезу в паре эмоциональных сцен.
В-третьих, как и прежде, повествование сопровождается под непрекращающийся аккомпанемент бесед трех спутников, который вносит ещё больше динамики в происходящее. Комментарии героев сыплются по поводу и без, а если вслушиваться внимательно, можно отыскать много интересного. Истории и факты о прошлом героев сыплются как из рога изобилия, наполняя персонажей объёмом и фактурой. После такого вспоминать о них без теплоты в сердце уже сложно.
В-четвёртых, сценарий игры очень ловко балансирует между мрачной историей грядущего конца света, туманными путями личных путешествий, и обилием юмора, тонко разбавляющего неуютные ситуации. Масштабная разборка в финале обеспечивает мощный катарсис, от которого буквально захватывает дух. Персонажи познают самое себя и встают на путь лучших своих версий (правда, не все). Юмор же разбросан мелкими обрывками то тут, то там, грамотно дополняя происходящее, но при этом никогда не проваливаясь в клоунаду.
Рецензия на игру God of War: Ragnarok (2022)

Если первая часть была о том, что Кратос свыкался с мыслью, что он Отец и постепенно тренировался открывать своё сердце взрослеющему парнишке, то вторая часть шагает дальше, и теперь Кратосу необходимо понять и отпустить подросшего сына, осознав, что он теперь - самостоятельный человек со своими желаниями и стремлениями. На этом фоне следить за развитием их отношений крайне интересно. Атреус требует свободы, Кратос отказывает, Атреус ищет себя самостоятельно и втайне, что, конечно, перерастает в конфликт, в котором каждый открывает для себя что-то новое в самом себе. Крайне показателен оказывается их "разговор по душам", в котором они дают друг другу обещание "слушать твой голос в своей голове". Этот момент настолько чётко соответствует моей картине мира, что не считать сценарий игры крутым, я уже в принципе не могу.
Рецензия на игру God of War: Ragnarok (2022)

Но не одним сценарием и сюжетом, силён сиквел. Разработчики бережно взяли геймплейную формулу из игры 2018 года, и нашпиговали её дополнительными возможностями по полной программе. Кратос всё так же машет топором Левиафан, Клинками Хаоса и кулаками в перерыве, но к этому набору добавили копьё Драупнир (квест его создания - отдельное удовольствие) и расширили функциональность щита. У каждого оружия своё дерево прокачки, зависящее от уровня самого оружия. Улучшаешь оружие, открываешь новые навыки - они тоже поддаются прокачке, кстати. В каждое оружие, как и раньше можно вставить две рунические атаки - сильную и слабую, но на их поиски придётся потратить много времени. Ещё у каждого оружия есть рукоять, добавляющая какой-то особый эффект, и её тоже, внезапно, надо прокачивать.
Сам щит теперь можно менять (у них разные модели поведения), так у него еще выделился компонент каркас, дающий дополнительные возможности. При грамотном использовании оказывается крайне полезной вещью. Атреус из дополнительной кнопки выстрела по врагу трансформировался в полноценную боевую единицу - у него тоже появилось своё дерево прокачки с новыми навыками. Правда обширной кастомизации всего и вся ему не завезли, но даже от того что есть поначалу кружится голова.
Топор качай, Клинки качай, Щит качай, Напарника качай, навыки и рукояти у топора и клинков тоже качай, руны для топора и клинков тоже прокачиваются, как и ярость Кратоса, которая трансформировалась в три её варианта - просто лечение, мощная рукопашная и сверхсильный удар выбранным оружием - и, да каждый из вариантов тоже прокачивается.
Рецензия на игру God of War: Ragnarok (2022)

Боевая система переехала почти без изменений - у Кратоса есть слабые и сильные атаки, и несколько комбо приёмов, которые при отсутствии желания и на низких уровнях сложности можно и не выучивать. Знай себе молоти по кнопкам, да уворачивайся от атак. Атаки врагов есть простые, блокируемые и неблокируемые - все они основаны на таймингах и блокировка в правильный момент позволяет успешно побеждать в большинстве схваток. Среди нововведений - удар щитом, который разбивает защиту и особые удары хорошо защищённых врагов. А вот что серьёзно поменялось - так это враги. Основной претензией к прошлой части у меня был скромный бестиарий, который начинал повторяться слишком уж быстро, а из адекватных боссов можно было выделить одного дракона и банду Валькирий. Здесь же вариантов врагов значительно больше, а боссов завезли целую кучу - один другого больше и злее. Вместо Валькирий тут теперь души погибших Берсерков, но концепция та же.
Рецензия на игру God of War: Ragnarok (2022)

В перерывах между сражениями игрокам дают погулять по разветвлённому лабиринтообразному миру с элементами метроидвании. По ходу прохождения у Кратоса появляются новые предметы, позволяющие попасть в ранее недоступные области, что значит, в локации придётся неоднократно возвращаться, особенно, если захочется завершить игру на 100%. Кроме того, некоторые задания в принципе появляются только после завершения сюжетной линии, так что конец сюжета не означает конец игры и в нём можно ещё несколько часов бродить и исследовать. В этот раз исследованию поддаются все девять миров, правда не все из них детально проработаны. Мидгард значительно изменился из-за наступившего Фимбулвинтера, в Альхейме нас ждут пустыни с воздушными медузами, Хелхейм и Нильфхейм холодны и пустынны, в Муспельхейме опять обосновались разного рода испытания, в Йотунхейме и Асгарде особо не разгуляешься и посетить его можно разве что в сюжетном отрезке, зато мир гномов Свартальфхейм и ванов Ванахейм получились до неприличия громадными. Ванахейм так вообще поражает несколькими биомами, да ещё и сменой дня и ночи (по требованию). Так что хоть кардинальных отличий от предыдущей части не предусмотрено, доступная территория радует размерами, проработкой и обилием побочных заданий.
Рецензия на игру God of War: Ragnarok (2022)

Начав играть в Ragnarok, я осознал, что за прошедшие 4 года почти отвык от здешнего управления. Кратос сначала кажется медленным и неповоротливым, но тут важно войти в ритм - при увеличении количества доступных приёмов и обилия врагов на экране динамика и эффектность сражений начинает зашкаливать, так что спустя несколько часов я окончательно освоился. Сражения с боссами и, особенно, с берсерками упорно проверяют игрока на усвоенную информацию и техники владения доступным арсеналом, поэтому именно в них приходится сильнее всего попотеть.

Реализация функций DualSense мне в этот раз не особо понравилась - геймпад исправно вибрирует при активных действиях, но ярого восторга это не вызывает. Эффектного использования адаптивных курков тут нет - разве что в паре сюжетных моментов курки оказывают сопротивление при разрубании определённого предмета. В остальном же, впечатления оказываются крайне смазанными.
Рецензия на игру God of War: Ragnarok (2022)

Визуально игра оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, она базируется на технологиях прошлой части, поэтому значительных отличий не заметно. GoW2018 и так прекрасно выглядел. Здесь же всё выглядит так же, но как-то богаче. Объектов на экране больше, деталей в окружении больше, везде снуют мелкие и не очень животные, а спецэффекты снопами искр разлетаются во все стороны.
Музыкальное сопровождение выгодно подчёркивает драматичные и пафосные моменты, регулярно давя на эмоции игрока. Как я упомянул в начале, мне досталась версия, в которой русской озвучки в принципе нет, так что я в полной мере наслаждался актёрской работой задействованных актёров - каждый из персонажей получился ярким и запоминающимся. Кристофер Джадж в роли Кратоса зычно басит и вставляет грозные комментарии, Санни Салджик в роли Атреуса звучит более уверенно и броско, под стать подросшему персонажу, Алистер Дункан в роли говорящей головы Мимира всё ещё развлекает историями по поводу и без, а Ричарда Шиффа, сыгравшего Одина, лучше один раз услышать - персонаж получился наредкость харизматичным.
Рецензия на игру God of War: Ragnarok (2022)

По результатам прошедшей The Game Awards, игра победила в номинациях за лучшее игровое повествование, лучший саундтрек и звуковое оформление и лучшая приключенческая экшен-игра, а Кристофер Джадж получил приз за лучшую актёрскую игру. Была б моя воля, я бы и "Игру года" отдал бы ей.
Рецензия на игру God of War: Ragnarok (2022)
Хотя сюжетная линия пройдена, я ещё какое-то время потрачу, чтобы добить оставшихся берсерков, собрать все коллекционные предметы и завершить оставшиеся задания. Общей картины они, скорее всего не изменят, но если будет что добавить, добавлю позже.

"God of War: Ragnarok" получилась достойной и роскошной. Сюжет расползается ввысь и вширь, наполняя повествование уймой деталей и личными историями знакомых по прошлой части персонажей. Игровой процесс практически не изменился, а исследовать новые локации по прежнему интересно, так что это даже к лучшему. Визуально игра не совершила значительного рывка вперёд, но и без этого она отлично выглядит.

Что ещё почитать:
"God of War" 2018
К списку всех рецензий
Кинокомикс про семейные разборки азиатских супергероев
Аниме про историю любви японского авиаконструктора
Аниме про поиски летающего острова
Аниме про благородного грабителя и народное достояние
Аниме про собаку-детектива
Итоги Челленджа 2022
Мои итоги 2022 года
Симулятор школьного хулигана
Вторая книга трилогии о путешествии хоббитов с кольцом по Средиземью
Тактическая пошаговая стратегия про хакеров-шпионов

Здесь можно подписаться и добавиться в друзья.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
«И я увидел блудницу Вавилонскую, сидящую на чудище, преисполненном именами богохульными…» (Откровение 17:3—6) ...
Всё чаше мы слышим, что кого-то наказывают или даже "закрывают" за высказывания в интернете. Нередко блокируются сайты. Но вот вопрос - интернет - это чья "территория юрисдикции"? Могу ли я, находясь на кухне, говорить всё, что хочу? А если на кухне собрались друзья? А если я говорю о чу ...
Я никогда не была худой. Глядя на маму, понимала, что худоба мне не светит. При этом мама никогда не переедала, часто исключала из своего рациона мучное. Она было тощей до 14 лет, но войдя в протуберат, стала пышненькой, это было начало 50х, когда после войны уже налаживалось питание. Я ...
Вот и Украина присоединилась. Добро пожаловать в клуб. Прочие фотографии из регионов в течении дня - Иркутск уже в пути, Волгоград тоже, ждем остальных. Качественные фотографии будут во второй половине дня. Забавно: активность тупой троллоты и ...
как видите, я держалась долго :)) но аккурат в день ангела не выдержала - обсуждение в одном женском сообществе сподвигло. итак, о "пусси риот" в ответ на мою высказанную позицию "просто выпороть надо было, да отпустить" (потому что этим, в общем-то, ...