
Реальность и мы

Пример похожей дамы, правда чуть поадекватнее пока что - известная в сети Сфорца, про которую я писала когда-то тут

Женщина была похожа на городскую сумасшедшую, конечно. Хотя, во всех прочих аспектах вела себя вполне нормально. Адекватно общалась с окружающими на тему «вы выходите» и в целом никаких признаков душевного расстройства не обнаруживала. Тем не менее, ее внешний вид как бы намекал о том, что таковое все же имеет место быть. Этот пример – почти что крайний случай того, когда окружающим становится видно то, что у субъекта нарушена связь с реальностью и некоторые представления о предметах и себе самом не совпадают с действительностью. Хуже только полноценные нарушения внешнего вида (неопрятность, неполная одетость, неправильное использование вещей), часто в сочетании с общей неряшливостью и нарушениями гигиены. Часто это старческое расстройство. Но слабые признаки утраты связи с реальностью встречаются и в молодом возрасте. Они не критичны и часто не заметны окружающим. Точнее, заметны, но воспринимаются иначе. Например, как безвкусица.

Прежде чем идти дальше в своих размышлениях, хочется отдельно сделать акцент на том, что кроме нарушений восприятия себя существует еще сознательное нарушение определенных рамок и правил.Фрики, сознательно эпатирующие публику – это не люди с расстройствами. Как раз фешн-провокаторы очень четко отдают себе отчет, что они на себя надевают, какие социальные нормы (установленные или негласные) они нарушают и какой фидбек хотят получить в итоге. Это несколько более сложный уровень взаимодействия с внешним миром. И нельзя сказать, что такой подход обязательно стопроцентно «здоровый», потому что уже за самим желанием эпатировать и привлекать к себе внимание такого рода могут скрываться определенные комплексы и конфликты со своей личностью.
Сознательный эпатаж, как часть сценического образа

В целом до фриков почти все вышесказанное скорее о клинических проявлениях утраты связи с действительностью. За такими проявлениями уже наблюдают люди в белых халатах. А если не наблюдают, то лишь по причине того, что подобные пациенты не представляют угрозы для себя и для общества. Но на самом деле более мелкие проявления «оторванности» встречаются на каждом шагу. Кто-то не может правильно оценить свою внешность. Кто-то – характер. Кто-то не может понять, какое на самом деле производит впечатление на окружающих.


Очень простой пример из реальной жизни, с которым сталкивались многие. Представьте себе девушку, которая приехала из провинции в столицу. Начиталась глянца про статусные сумки, купила себе в переходе фейковую праду или биркин и ходит с ней, искреннее чувствуя себя королевой и вообще статусной барышней. Будучи абсолютно уверенной, что никто не видит подмены. Хуже – правда, это случается с покупательницами более дорогих копий - когда и сама барышня уверена, что у нее та самая сумка, подчеркивающая ее статус.

Проблема этой ситуации не в сумке в итоге. Пенсионерки, в конце концов тоже покупают себе в переходе сумки, на которых написано Dior. Потому что удобно и фасон подходящий. Но они при этом себя статусными телочками не считают. А в случае с девушкой, которая гордится копией брендовой сумки, налицо расхождение придуманного образа с реальностью.
И вот тут мы подходим к очень интересным темам: наш придуманный образ, наша реальность и та реальность, которую можно назвать объективной. Как это вообще все соотносится?
Я, как человек эгоцентрически настроенный, считаю, что на самом деле никакой объективной реальности не существует. У меня – мой собственный мир. Который исчезнет, как только я закрою глаза в последний раз. И точно так же – у каждого из нас. Вопрос лишь в том, что нам хочется, чтобы с определенными людьми наши миры имели точки пересечения. И чтобы мы, такие какими мы себя видим в своей реальности, так же выглядели и в глазах других людей. По крайней мере тех людей, чье мнения важно для нас. Сразу вспоминается комментарий к одной из статей про девушку в ресторане, которой пьяный посетитель сказал, что мол она и не похожа на женщину вовсе, по сравнению с блондинками в мини-юбках. Лично для меня ценность подобного мнения стремиться к нулю обычно, поэтому таких "оценивателей" я в расчет не беру изначально.

Грубо говоря, той девушке с фейковой сумкой хочется выглядеть круто в глазах окружающих. И проблема в том, что она не может трезво оценить систему координат, которая выходит за рамки ее собственной. Поэтому не может себе представить, что окружающие, которые видят ее с такой вещью, составили себе о девушке совсем иное впечатление.
Кому интересно, про образ и обратную связь когда-то очень хорошо написала блогер Eniki-Beniki тут
Почему я вообще завела этот разговор здесь? Потому что, когда мы начинаем говорить о моде и стиле, очень важно как раз определиться с теми эстетическими критериями, с той системой координат, по которой мы будем выстраивать свою реальность.
Отличный пример – недавний скандал в сообществе . (почитать, если кто пропустил, можно тут и тут) Клиентка осталась недовольна услугами стилиста. На что у стилиста оказалось много защитников, которые вполне были довольны тем, что получили за свои деньги. Заказчица, как я поняла, молодая девушка из Киева. Стилист – женщина постарше, из Израиля. При таких вводных данных – даже если не давать оценку работе стилиста – это уже настолько разные миры, что есть большая вероятность, что результат не подойдет заказчику. Стилист тоже человек. И ему, если нет высокого уровня профессионализма – сложно перестроиться под чужой мир. В Израиле и Украине очень отличаются представления о стиле и моде. Плюс возрастные расхождения. И вот в итоге – непонятный результат со скандалом.
Точно так же могло получиться, если бы, например, украинская высокопоставленная чиновница обратилась за консультациями по стилю к молодежному дизайнеру из Скандинавии.
Вывод из всего этого простой: когда мы начинаем какие-то действия со своим стилем, очень важно правильно оценить свой мир, свою реальность, свой образ жизни. И оценить, какую картинку хочется получить на выходе, с учетом этой реальности и образа жизни.
Тут есть, правда, и подводные камни. В некоторых «мирах» есть большой риск «потеряться». Пример – субкультурные группировки, участники которых очень уж похожи друг на друга и в большинстве случаев одеваются тоже очень однотипно. Потому что проще всего применить к себе какие-то клише, которые наблюдаешь постоянно, чем придумывать что-то новое и свое. На самом деле, в повторении клише тоже нет ничего страшного. Иногда, если своей фантазии не хватает - это помогает влиться в нужный поток, произвести правильное впечатление. Такая своего рода маскировка.
Конечно, интереснее выстраивать свой собственный мир. Правда, я вот уверена, что у той дамы в васильковом пальто и детскими бантами в прическе, с которой началось повествование, уже давно собственный мир. Только вот пересечений с реальностью в нем, похоже, осталось слишком мало.
|
</> |
