Реальная история моаи острова Пасхи. Эпоха создания и презентации сегодняшнего
history_ru — 19.09.2024 Как выяснилось в прошлой и позапрошлой частях, не часто посещали мореплаватели остров с такими замечательными, большими, неповторимыми, единственными в мире статуями. А посещая, до конца 1870-х годов, а многие и после, видели какие-то совсем другие статуи, либо вообще никаких.Это означает только одно: не было нынешних замечательных статуй в эти посещения, первое реалистичное изображение появилось только в конце 1870-х годов. А первой работой, познакомившей широкий круг читателей с реальными статуями, стала книга The Mystery of Easter Island: The Story of an Expedition, изданная Кэтрин Рутледж (1866-1935) в 1919 году.
На остров писательница прибыла в 1915 году с мужем Уильямом Рутледжем (1859-1939), которого английская Вики представляет как британского этнографа, антрополога и авантюриста. Сама Кэтрин закончила дни в психиатрической больнице. Вот такое авторство у великой истории, легенд и загадочного культа Человека-Птицы народа Рапа-Нуи, в науке - создателя статуй.
Остров - модель создания истории народа в миниатюре. Своего рода полигон цеха создателей истории, где чуть не до 20 века почти не было случайных лиц. Единичные случайные, вообще не нашедшие статуй, названы еще в первой части. Разумеется, не было никаких войн, королей, династий на этом острове, никем и ничем, кроме записей Кэтрин Рутледж, не подтвержденных. Все сочинено с нуля и явлено общественности в 19 году 20 века. В том числе статуи моаи во всей красе. Полный новодел, и даже еще опалубную форму не со всех истуканов сняли в первой фотосессии.
На первых фото, использованных в книге Рутледж, моаи только что выкопаны - световой загар не успел покрыть подземные части статуй. Британский музей, выставивший эти фото, пишет, что сделаны они в 1914-15 годах. Скорее в 1915-м - годом приезда четы Рутледж на остров.
Обращаем внимание на то, что "полувырубленные в каменоломне заготовки" формовались на плоской поверхности. Они вообще не предназначены для установки, сразу делались как лежащие.
*
Удобнейшее время для формовки большинства гигантских моаи ясно просматривается в истории аннексии острова чилийской администрацией (а все государства и ведомства, мы помним, поддерживают программу создания истории, как, например, в Мексике ...) в 1888 году. Капитан-лейтенант ВМС Чили и командир крейсера "Эсмеральда", ветеран русско-турецкой войны в составе британского флота и Тихоокеанской - чилийского Торо Уркадо Поликарпо, в предыдущей чилийской экпедиции 1870 года под началом Луиса Игнасио Ганы служивший кадетом, занял остров, проведя до этого переговоры и уладив финансовые вопросы с владельцами имущества, англичанами, французами, католической миссией. Новая власть в его лице учредила колонию из трех семей, определила туземцев в деревню-резервацию, обнеся оную пограничной оградой. Остальной остров, более 90% площади, был передан в аренду шотландско-чилийской компании Williamson-Balfour Company, специализировавшейся на полезных ископаемых, под овцеводство. Это немного не сходится с датировкой рисунков с первыми правдоподобными моаи. То есть начинали создатели точно не под крылышком компании. Что не мешает успешно и масштабно продолжить под ним.
Некоторые авторы пишут про лагерь и исправительную колонию, учрежденную чилийской властью. Резон есть, зека отметились на памятниках и Пальмиры, и Египта , но на острове Пасхи это не подтверждается.
Материалом для форм, нетрудно догадаться, стал старый добрый целлулоид, открытый в 1839 году, он же паркезин. Не пластик 20 века, а самый первый, нынешнему поколению не знакомый. Он и горит как порох, мгновенно и сильно (еще в 1960-х годах советские дети делали ракеты из картонных трубочек с фотопленками, еще сохранявшими это свойство первоцеллулоида), и разлагается сам по себе без особых воздействий за годы.
Но много моаи были открыты быстро. Что делали с формой? Жгли.
Вот этот загадочный снимок, на мой вгляд, объясняет все. Раскоп понятен: кроме моаи, нечего раскапывать. Палатка скрывает от лишних глаз еще не освобожденных от форм моаи: не все в экспедиции знали маленький секрет, а лишь кто надо. Загадочен фартук. Одно объяснение: бурное мусорное горение, жалко прожигать одежду. Первоцеллулоид горит как порох, не надо рыть грунт, открывая форму, достаточно взрыхлить его, а это - облако раскаленных песчинок и частичек туфа... Той же цели, что фартук, служит и шапочка для волос.
Ниже остальной фотоархив, из которого Рутледж взяла фотографии для своей книги. Роскошные снимки спустя несколько сезонов после создания, когда трава едва успела вырасти после копки, да и то не везде.
Вот как можно поколениям исследователей полтора века не замечать такую красоту?
А тут обратите внимание на признак усыхания формованной смеси, выпятившего наружу находящиеся близ поверхности бутовые или сухие комки.
Обратите внимание: при Томсоне в 1886-89 годах этот моаи был только в проекте; в реале его развернули в другую сторону.
Наверняка эта пара моаи формовалась одновременно - делали группами.
Похоже на неудачную попытку создателей "поставить" моаи, убрав грунт. Упал и развалился. Впредь сочли за лучшее предоставить откапывать ученым.
*
Современная аппаратура видит больше, чем вековой давности аппарат Рутлеж. И ясно дает понять, что к "каменоломне" моаи не имеют отношения. Об этом следующая часть, А в этой части напоследок заметим удивительное. После фотомонтажа Томсона до самых показанных здесь фотографий никаких съемок моаи не существует. Не было на острове фотографов. Процесс создания гигантских древних статуй - не для них.
Хотя еще в 1850-х годах все имевшиеся на планете памятники истории, открытые к тому времени, были сняты вдоль и поперек.
Продолжение следует...
Другие материалы по созданию истории
Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 2202 2062 8536 7715. ЮMoney 410013946572302.
|
</> |