развлечение на сон грядущий

"Да, разумеется, были самодуры-помещики, но были и идеалисты, которые помнили, что изначально крепостничество в России создавалось для спасения крестьян от голода, а государства от распада во время так называемого малого ледникового периода, смуты и войн. Начиная с Екатерины2 возобладала концепция крепостничества как вынужденного опекания крестьян, их подготовки и вразумления перед свободой, поскольку уже было ясно, что рабы, оказавшись на свободе, не уважают ни своих, ни чужих прав и просто так отпускать из на свободу опасно. В лучшем случае, они экономически разорятся, непривыкшие к самостоятельности. Тем более, что Александр1 вернул изначальную норму о содержании помещиками своих крестьян в голодные годы. Показательно, что, когда декабристы бескорыстно отпускали крестьян на свободу, те возвращались и просили взять их обратно. Итак, прежде, чем освободить, нужно научить и просветить, такова была идея государства начиная с Екатерины2. Такого же представления о нем придерживалась и славянофилы, и Гоголь, при том, что все они понимали вред рабства, но понимали и сложности освобождения. Освободить без земли значило потерять половину людей от нищеты, преступлений и прочего, как было в Англии (вспомним законы о бродяжничестве, пресловутый Кровавый кодекс), освободить с землей было нельзя, так как земля изначально юридически выдавалась помещикам, как офицерам, и требовалось добровольное отречение собственника от своих прав или согласие на продажу. Я все время привожу студентам такой пример: представьте, что вам предлагают продать одну комнату в вашей трехкомнатной квартире мигрантам. Мигранты проверенные, хорошие, законопослушные, они вам денег дадут. Но вы просто не хотите продавать вашу собственность! С какой стати! Вот и многие помещики так думали. Поэтому дело с освобождением было совсем не простым. Крепостники и просветители боролись в элите России, и именно эту борьбу так часто и поверхностно называют борьбой консерваторов с либералами. Когда Радищев ВСЕХ помещиков представил крепостниками, Пушкин заявил, что это позиция полупросвещения, и он не может ее поддержать, потому что это передергивание и полуправда. Освободить крестьян было непросто еще и потому, что начиная с Петра 1 на крепостном праве держалась армия, и параллельно с отменой крепостного права нужно было иметь 20 лет без войн на реорганизацию армии, так вот, начиная с 18 века у России не было этих 20 лет без войны. Отсюда - значение Крымской войны для освобождения, когда Европа просто на 20 лет списала Россию со всех счетов. Но и Александр1, и Николай1, не имея возможности провести масштабную реформу, использовали тактику освобождения малыми ручейками, и к 1861 году в крепостничестве находилось не более 50 процентов от общего бывшего числа частновладельческих крестьян, а около 50 было освобождено малыми ручейками за первую половину века. Что касается крестьянского движения, то в последний раз волнения именно за свободу были связаны с войной 1812 года, когда крестьяне считали, что заслужили себе вольную. Но и эти волнения были не слишком мощными. Затем и вплоть до 1861 года крестьяне бунтовали против самодурства отдельных помещиков, против повышения цен, в том числе на спиртное, против навязывает им картошки вместо ржи, потому что картошку они употреблять не умели, ели ботву, по аналогии с хлебом, где используются именно вершки, а не корешки, и соответственно, травились, рождая слухи, что это правительство их перетравить хочет (почти как сегодня, слухи о заговоре Пенсионного фонда против народа). Бунтовали крестьяне и против холерных карантинов и принудительной раздачи лекарств (к вопросу о параллелях с современностью)... К сожалению, лучше всего процесс борьбы за освобождение крестьян в русской элите иллюстрирует процесс борьбы Гермионы Грейнджер за права эльфов. Заметим также, что мире волшебников осуждается жестокое обращение с эльфами, в стиле Малфоев, но мысль о правах эльфов на свободу очень долго кажется дикой как волшебникам, так и самим эльфам. Лишившись смысла жизни, служения, эльф Винки спивается. Да и первый свободный эльф Добби периодически бьется головой о стену в порыве стыда. До свободы нужно дорасти, нужна духовная зрелость, взрослость. Крестьяне же как дети, писали русские помещики, всему верят, на все пирамиды покупаются... Разумеется, с эльфами - это довольно нетолерантное по нынешним временам сравнение, и вообще, весь мой комментарий - очень неудобное мнение о русском движении к свободе, но если бы все было в истории гладко, однозначно и просто... Но наш мир не черно-белый, он сложный и не сводится к раздаче ярлыков: эти хорошие, а те плохие..."
из комментариев на ФБ
|
</> |