Разные времена

топ 100 блогов inkpoint27.03.2025 Живу и понимаю, что в свои 45 я успел стать свидетелем уже многих разных времён. Времена эти сменяли друг друга плавно, уходящее время не объявляло: «Всё, я ухожу», а новое время не кричало о себе с порога. Но однажды оглядываешься вокруг и чётко понимаешь: «то время» - прошло, и теперь вокруг другое, иная ткань времени. А потом и вовсе другая. В этом тексте - оглядываюсь, пытаюсь вспомнить эти разные времена, и это будет сумбурная смесь из того, что запомнилось и кажется важным теперь.  

Самое первое время – подмосковное перестроечное детство, я ещё успел в пионеры. Помню весь тот предметный мир позднего Союза, все бытовые приметы. Помню, что нас заставляли учить биографии пионеров-героев, как жития святых, нас отчитывали за мятый галстук, и были какие-то построения, торжественные линейки и знамёна, а потом нам вдруг сказали, что галстуки можно не носить. Советское наследие ещё сквозило в милейших книгах и фильмах для юношества, где смелость-честность-дружба всегда побеждали злодеев, и этот след ещё тянулся, но реальность оказалась совсем другой: главными кумирами мальчишек стали Чак Норрис и Брюс Ли, и в нашем пацанском мире не было никакого торжества благородства и справедливости. Вокруг был культ силы и торжество подлянства, я помню это так.


Время юности – вторая половина девяностых. Двери ещё не знают кодовых замков, все дворы – проходные, иномарка на улице – редкость.
Тусовки на московских бульварах и на Арбате. Люди запросто пьют пиво на улицах. Везде какие-то ларьки: ларьки с едой, с кассетами, лифчиками, на Курском вокзале – ларьки с порнухой.
Вещевые рынки, примерка джинсов где-то в закутке, на картоночке. Парк Горького и ВДНХ – дикие джунгли с остатками советских павильонов, в которых тоже могло быть что угодно: шашлычная, тир или какая-то торговля шмотками.

Кажется, среда была довольно дикой по сравнению с нынешней: подростки нюхали клей, проститутки вполне зримо стояли вдоль вечерних трасс, вероятность гоп-стопа или какой-то другой опасности постоянно висела в воздухе. А в моём Подмосковье существовал чёткий кодекс – как подобает одеваться нормальным пацанам, и одевались все примерно одинаково. И если на районе ты не так одет – пацаны могут не понять и предъявить.

Ещё живы последние ветераны и те, очень советские пенсионеры. Эти старички и старушки сидят на лавочках у подъезда и на бульварных скамейках, созерцают новое время.


Нулевые помнятся яркими – они принесли с собой интернет и какой-то яркий глянец, разноцветность. И журналы глянцевые, и какой-то оптимизм в воздухе, и пооткрывались всякие клубешники – как пафосные-дорогущие, так и камерные, для умных (например, «О.Г.И.»). Какой-то драйв и размах: всякие рок-фестивали, оупен-эйры, где-то там Казантип (хотя я там никогда не был). Новая свобода, ощущение праздника, толерантность, мультикультурность.
Может быть, это ощущение подъёма просто поколенческое: для меня и моих сверстников нулевые стали временем вхождения во взрослую жизнь. У нас появились какие-то деньги, работы и достижения, обозначились планы и карьеры, многие женились. И мы смотрели в настоящее и будущее с оптимизмом.
Интернет пока ещё медленный, но уже помогает «найти своих».
 

10-е: Движение к ещё большей человечности, взаимной терпимости – если ты не так одет, если у тебя фиолетовые волосы - это нормально, и кажется, даже гопники с района это уже понимают. Интернет, хоть и становится народным зеркалом с мемасиками и прикольчиками, но одновременно приносит понимание, что есть много людей думающих, чувствующих, что-то творящих. Соцсети транслируют новую искренность, в которой не стыдно быть слабым, ранимым, каким-то иным.

Технологии. Смартфон у каждого. Википедия знает всё, а от Москвы до Питера – всего четыре часа. Болотная площадь, посадки за стаканчики, но до поры и времени кажется, что это всё – ненадолго, что это какие-то остаточные трепыхания тёмных сил прошлого века, гуманизм победит.

И вместе с тем для меня это время всё большей нарастающей стерильности – вечерние бульвары опустели, люди чинно сидят в кафешках. Вокруг тотальная реновация. Люди перестали друг с другом разговаривать без крайней надобности. Если человек к тебе подошёл на улице и о чём-то спрашивает – скорее всего, он пьяный, псих или мелкий жулик.
Всё вокруг окультурено, подстрижено, стерильно.

20-е: Ковид, локдаун, ещё большее людское разобщение. Война, которая опять всех поделила на своих и чужих; власть, которая всячески поощряет гопников и закатывает в асфальт инакомыслящих. Время, в котором люди боятся говорить откровенно. Время, в котором многие мои друзья оказались в эмиграции. Время отчуждения и разобщения, которое длится уже пять лет.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Умные люди постят фоточки в инстаграмме. А у некоторых особо ленивых инстаграмма нет и не предвидится (ну, не справлюсь я еще с одной сетью, у меня  и ФБ почти сдох за ненадобностью). Потому всякую хню спихну сюда. Пусть будет, для личной истории. Когда мы жили в Фушими, любимым ...
Я не употребляю маты, но тут, как говорится, из песни слов не выкинешь. Во-первых, не я это слово употребила первая, а во-вторых, оно наиболее точно отражает суть поста, поэтому я его оставлю. «С высоты прожитых лет с удивлением констатировала, что встречала кучу мужиков, настаи ...
Ивановские СМИ сообщили трагическую новость. 91-летний Евгений Путин, двоюродный брат российского президента Владимира Путина, скончался спустя несколько недель после своего дня рождения. Причина смерти пока неизвестна. Евгений Путин был знаменитым врачом-урологом, который в свое время ...
Думаете, ну, приехали американские войска в Польшу, разложили пожитки по тумбочкам и будут теперь попивать кофе, периодически смазывая гусеницы маслом? Ага, конечно! Не прошло и недели с момента их прибытия, как они уже начали гудеть не на шутку, отрабатывая технику конструктивного ...
1935. Андре Мальро (французский писатель, культуролог, герой Французского Сопротивления, идеолог Пятой республики, министр культуры в правительстве де Голля) 1938. Вальтер Беньямин (немецкий философ, теоретик культуры, эстетик, литературный критик, эссеист и переводчик, один из ...