Размыкая круг

Не открою страшной тайны утверждением, что существует четыре пути Познания. Вот они все: религия, философия, наука и искусство. Настойчиво следуя любой из этих дорог, вполне реально выйти за рамки познания, пронзив сверхтонкую (но такую прочную!) пленку, разделяющую Миры. Те, кто двигает прогресс, выйдя за рамки и увидев, что за ними — расширяет границы познаваемого и для всего человечества.
Но так происходит далеко не всегда. Нет сомнений, что такие номера удаются, вероятно, лишь единицам из сотен тысяч, если не миллионов. И вовсе не аксиома, что для того, чтобы выйти за рамки познаваемого — нужно непременно идти только каким-то одним из перечисленных путей. Как известно, сейчас мы живем в реальности, когда наиболее прорывные открытия с наибольшей вероятностью ожидаются именно на стыке разных... дорог. Самое интересное всегда происходит именно на перекрестках. Начнем издалека.
В свое время сжег уйму времени за компьютерными игрушками. Не стал совсем безнадежным геймо-зависимым, нет. Однако, мог прожечь за силиконовым монстром и ночь, и другую, и третью — настолько увлекала очередная «стрелялка», «стратегушка» или «леталка». Иная реальность в таких случаях буквально втягивает в себя, а реальность истинная кажется пресной, тусклой и бледной. Хочется поскорее закончить насущные задачи вроде работы, экзаменов и походов в магазин — ведь как же: уровень остался не пройдённым!
Ветераны игр, конечно, помнят великий Quake — самый-самый первый, когда игроки еще делились на тех, кто начал оглядываться и стрелять мышкой, и на "трактористов" – тех, кто упорно продолжал играть с помощью клавиш. У этой игры (как и у любой другой) есть специальные команды — «читы». Когда геймер вводит эти коды в консоль, главный герой игрушки приобретает сверхъестественные способности: может, например, сделаться полностью неуязвимым (бессмертие), переходить между уровнями без прямого перемещения в пространстве (телепортация), совершенно свободно пролетать сквозь стены и перекрытия в любом направлении (левитация), стать невидимым, ну и так далее. Привлекательно? Еще как. Интересно? Несомненно.
Но самое забавное, что только в «режиме Бога» ты постигаешь, что вся эта псевдореальность, столь увлекшая тебя — совершеннейшая фикция, сплошной морок и надувательство. Перемещаясь сквозь стены и потолки, видишь их нулевую толщину, например. У стен и перекрытий напрочь отсутствует толщина, нет никакой прочности и материальности — в виду их абсолютной ненужности в мире тотальной абстракции, созданной только и только для изощренного убийства времени.
Левитируешь этак себе в любом направлении, давя на клавиши движения — дальше, дальше, дальше... оппа! И выходишь за грань этого мира, и вот ты уже смотришь на него извне. Можно облететь его вокруг. Со стороны это больше всего напоминает асимметричный и совершенно сюрреалистичный замок, висящий все в том же сером Ничто, и очень похожий на известные иллюстрации Морица Эшера.
В процессе выхода за пределы псевдореальности понимаешь, что на самом деле все монстры, когда тебя нет — либо ничего не делают, находясь как бы в анабиозе; чудовища или бестолково ходят из угла в угол, или же их вообще не существует: они воплотятся только тогда, когда «камера» игрока пересечет определенные границы их уровня. Эта реальность тебе только кажется, без тебя её попросту нет. Такой вот цифровой буддизм для тех, кто понимает.
Остановимся пока на том, что когда вводишь в консоль все возможные читы, то смысл в продолжении игры, как правило, пропадает. Остается кое-какой интерес, да и он скоро сходит на нет. Зачем какие-то игры и возня с иллюзией равному Богу этого мира? С кем игры-то? С ботами и пустотелыми математическими моделями, покрытыми текстурами? Пузыри псевдореальности в луже игрового пространства. Управляемые скриптами, топорно имитирующими ситуационный псевдоинтеллект. Причем, никто не запрещает тебе изучить все алгоритмы этих пузырей, но даже и это уже не имеет никакого смысла. Ведь игрок теперь ВНЕ игры и любых её интересов, мотивов и правил.
* * *
Сместим предметную область, например, в сферу медицины. Цинизм медиков общеизвестен, как и совершенно специфический черный их юмор. Думается, что без определенного цинизма хирургия, например, вообще не возможна. Хирург просто обязан быть толстокожим и делать больно ради спасения пациента, ради облегчения страданий и предотвращения более страшных его мук.
Помнится, в Сети попадался ролик, где студенты-медики на лабораторной работе развлекаются в прозекторской, аккуратно снимая происходящее на мобильный. Чуть ли не кидаются друг в дружку отделенными органами из вскрытой по всем правилам брюшины покойного, охотно позируя с ними оператору. Омерзительно? Да, с точки зрения обывателя это не по-человечески. Конечно, можно и даже нужно обвинить студентов в разнузданности и выходе за грани допустимого. Но раз ими недавно уже пересечена общечеловеческая граница морали и нравственности, то как увидеть новые пределы, когда старых-то уже нет, причем, по профессиональным мотивам? Надо быть еще и мудрым, а откуда взять молодости такую роскошь, как мудрость? Это очень редкое явление в студенческой среде. Вот и срабатывает защитный механизм, когда еще не рассчитаны силы и неясны новые пределы, поэтому и происходят такие вот вещи, сродни психическому срыву.
Кто-то не выдерживает испытания и уходит из медицины, а кто-то... навсегда «теряет смех». Да-да, именно этот фильм из детства приходит в голову для сравнения. Узнавая то, что не положено знать простым смертным, выходя в рамках Знания за общепринятые и общеизвестные границы — не только приобретаешь новые возможности, но и неизбежно что-то теряешь. Как способность смеяться в том самом фильме. То же самое касается психологов, и стократ — психиатров. Профессиональная деформация в их случае еще страшнее и безнадежнее.
Как было сказано великим философом: «Если долго всматриваться в бездну — бездна начнет всматриваться в тебя». Не случайно в шуточных произведениях психиатров самих всегда изображают со всеми признаками сумасшествия. В каждой шутке, как говорится, есть доля шутки. Изучение людей, перешедших грань разума, общение с ними, знание кое-какой химии, но главное — самой логики и механики генезиса безумия, его исходных данных и закономерностей развития — однозначно включает самих психологов и психиатров в группу риска. Они так же потеряли свой смех. Без этого — никуда...
* * *
О философах, физиках-теоретиках и служителях погребальных контор, а паче того – о шаманах с колдунами мы поговорим в следующих выпусках.
|
</> |