Разбор сцены из триллера Дэвида Финчера “Девушка с татуировкой дракона” (2011)

Экранизация романа Стига Ларссона в исполнении Дэвида Финчера мне нравится с самого первого просмотра. И в кинотеатр на “Девушку” я ходила два раза.
Особое внимание хочу уделить сцене первого появления Лисбет Саландер в сюжете фильма – этим прекрасным 2 минутам 48 секундам.
Сама суть первого появления/первого знакомства с кем-либо даже в жизни имеет особое значение. Пусть это и легенда Аристотеля Онассиса, как он на первые приличные деньги сразу купил именно дорогой костюм: “У меня будет всего один шанс, чтобы произвести первое впечатление”, но мысль крайне здравая.
Дэвид Финчер виртуозно “обставил” знакомство зрителя с Лисбет, осуществил её плавный переход со страниц романа на экран. Прежде, чем зрителю показать её внешность, сначала создаётся общий образ – очень необычного человека, к которому требуется определённый подход. Драган Арманский, её непосредственный начальник и глава компании Milton Security, смиряется с её крутым нравом и соглашается на её условия, потому что знает уровень рабочей квалификации, это позволяет ему закрывать глаза на неподобающее поведение, сильно отличающееся от привычного всем, заискивающего и соглашательского. Арманский сидит в кабинете с Дирком Фруде, адвокатом Хенрика Вангера, и оба они ожидают прибытия Лисбет. Для Фруде её опоздание выглядит настораживающе, сильно понижает доверие к её профессионализму, хотя он и видит перед собой результат исследования – полное досье на журналиста Микаеля Блумквиста, которое ей было поручено собрать. Арманский нервничает, но не из-за досье, а из-за того, что Фруде не знает особенностей Лисбет, у него другое понимание делового этикета, и он может воспринимать её неправильно, основываясь лишь на пунктуальности.
- Вы просили её прийти, верно? – нервничает адвокат.
- К сожалению, это мало, что значит. – Смиренно отвечает Арманский, безнадёжно глядя на часы, давая заодно понять, что она действительно опаздывает сильно. – Здесь ей никто не симпатизирует. Я разрешаю ей работать из дома.
До этого момента зрителю показывали Лисбет, несущуюся на мотоцикле в сторону офиса, когда же Драган произносит реплику о том, что ей никто не симпатизирует, параллельно показано, как она снимает шлем. И её лицо видно впервые, пусть и нечётко. Это начало более близкого контакта, как для Фруде, так и для зрителя.
В следующем плане нам показывают её со спины, чтобы появилась возможность оценить причёску и татуировку на шее, маленькую осу. Арманский честно сознаётся Фруде, что Лисбет ему нравится: “В наших делах ей нет равных. Как вы смогли убедиться по её отчёту. Но… Я боюсь, что вам она не понравится. Она необычная”.
- В каком смысле? – Не понимает Фруде.
- Во всех смыслах.
После этих слов Лисбет Саландер появляется – и то пока её можно видеть через белые ламели на стеклянной панели кабинета, о её приходе сообщает голос через интерком. Всё складывается так, что она действительно как с другой планеты: не она ждёт, а её, не её заставляют нервничать, а она, не её заставляют подчиняться, а она. И, если попробовать исправить это, она не заставит ждать расплаты (это станет ясно из других сцен).
Адвокат видит андрогинную молодую девушку с короткими чёрными волосами и пирсингом на лице. В его вселенной таких пришельцев нет. Но качество отчёта и симпатия главы Milton заставляют его прислушаться к её словам.
То, что она воспринимается как преступница, потому что представлена крайне необычным человеком, визуально выстроено через то, что её во время разговора показывают в профиль. Она сидит боком к столу и на фоне окна – сцена снята в стиле mugshot, как фото из полицейского участка. А беседа больше напоминает допрос.
Лисбет не теряется от вопросов Фруде, сохраняет спокойствие даже под его давлением, но каждой фразой доказывает предыдущие характеристики о ней со стороны Арманского. Хотя она, возможно, не всегда следует правилам общества, у неё есть свой собственный набор моральных принципов, которые соответствуют пониманию правильного и неправильного.
Вопрос того, как именно один человек воспринимает другого, в частности, как воспринимаюсь я, мне интересен давно, от того и сцена так привлекает все эти годы.
NB “Каждый имеет право на частную жизнь, даже если является объектом изучения”.
#TheGirlwiththeDragonTattoo #SceneDetails
|
</> |