Разбираем аргументы против женской иерархии
femunity — 20.05.2016 Оригинал взят у little_kchaiya в Разбираем аргументы против женской иерархииВ разных радфем-сообществах и пабликах иногда появляются гневные посты о том, что понятие «женские привилегии» – это хрень собачья, что это логика интерсекционалов / маскулистов / врагов народа и т.д. Поскольку наше сообщество разделяет идею существования женской иерархии, мне бы хотелось рассмотреть основные аргументы, выдвигаемые против.
1) «У женщин не может быть привилегий перед мужчинами». Данный аргумент – откровенное передёргивание. На самом деле, концепция женской иерархии говорит, что привилегии у женщин не перед мужчинами (это противоречит радфему), а подруга перед подругой. При этом реальная власть давать/забирать эти привилегии принадлежит по-прежнему мужчинам – у нас же патриархат, не забываем. Таким образом, слово «привилегии» для женской иерархии звучит неудачно, ведь между привилегиями М-Ж и привилегиями Ж-Ж большая разница. Вторые не являются самостоятельными привилегиями, а проистекают из первых. К тому же, слово «привилегии» взято из английского, у него там другой культурный контекст. В общем, я призываю во избежание путаницы использовать другое слово, лично мне больше всего кажется подходящим «преимущество».
2) «У женщин нет власти дискриминировать других женщин». Конечно, в патриархате власть изначально находится у мужчин. Но что им мешает дать кусочек этой власти тем группам женщин, которые делают то, что им нужно? Патриархат – древняя и масштабная система, такие системы не могут существовать одним лишь кнутом и принуждением. К тому же, понятие «надзирательницы» / «надсмотрщицы патриархата» в радфеме уже давно известно и вроде бы всеми разделяется. В случае Мизулиной как-то всем очевидно, что мужчины дали ей власть за то, что она делает нужные им вещи. То есть да, у женщин может быть власть дискриминировать других женщин. Власть не самостоятельная, а полученная от мужчин. Которую они могут так же легко отнять. Потому что они доминирующий класс.
3) «Это просто патриархальная диверсия, чтобы разделить и перессорить женщин. Мужчины назначают любимиц совершенно произвольно, сегодня одних женщин, завтра других». Этот аргумент не выдерживает простейшей проверки фактами. На самом деле, никогда в истории лесбиянки, одиночки, чайлдфри и неженственные не были по статусу выше матерей, гетеросексуалок и выполняющих практики красоты. Этого никогда не было. Критерий возвышения одних женщин над другими был и остаётся один – обслуживание мужчин.
4) «Я не чувствую никаких преимуществ от материнства / гетеросексуальности / практик красоты». Не чувствовать своих преимуществ перед другими группами населения – совершенно нормально. Люди без инвалидности не чувствуют своих преимуществ перед теми, у кого инвалидность есть. Тем не менее, стоит на секунду задуматься, и эти преимущества становятся очевидны. Лесбийство, одиночество, чайлдфри и отказ от практик красоты воспринимаются в обществе как ненормальность, неполноценность, болезнь. Но пока ты находишься в границах нормы либо маскируешься под неё, то это не ощущается.
5) «До того, как стать матерью, я была чайлдфри. Сравнивая эти состояния, я не вижу в материнстве преимуществ». Чайлдфри не равно бездетная. Чайлдфри – это когда женщина в течение долгого времени последовательно говорит окружающим, что вообще не хочет заводить детей. Если вы отмалчивались или уклончиво отвечали «попозже» – вы не были открытой чайлдфри. Потому что по умолчанию женщину воспринимают в качестве матери (настоящей или будущей), и чтобы разубедить окружающих, нужно много раз чётко проговорить, что детей вы не будете заводить вообще никогда и ни при каких обстоятельствах. При этом вы столкнётесь с тем, что ваши слова будут игнорировать, обесценивать, вас будут переубеждать, атаковать (много-много людей, по одиночке и вместе, близкие и едва знакомые) – это одна из сторон дискриминации чайлдфри. И чаще всего это будут делать именно окружающие женщины, ощущающие, что их статус выше вашего.
6) «До того, как влюбиться в нынешнего мужчину, я влюблялась и в женщин. Сравнивая эти состояния, я не вижу в гетеросексуальности преимуществ». Аналогично. Если вы много раз чётко не проговорили, что мужчины вас не привлекают вообще и никогда – вас будут воспринимать как экспериментирующую гетеросексуалку. Если вы идентифицировали себя как бисексуалку – то же самое. Если вы идентифицировали себя лесбиянкой, но выглядели гетеронормативно и помалкивали о своих женщинах – то же самое. Вам будут искать хорошего мужчину, ваши отнекивания будут игнорировать, как детский лепет. Это одна из сторон лесбофобии – невидимость лесбиянок.
7) «У гетеросексуалок и матерей выше риск мужского насилия, репродуктивного принуждения и домогательств». Это отчасти правда – близость к мужчинам, помимо преимуществ, несёт и соответствующие риски. Именно поэтому одна из самых популярных тем в фемосфере – как обезопасить себя от этих рисков, то есть «как найти / воспитать нетакого» [спойлер: нетаких не существует, это субъективное женское восприятие конкретного мужчины]. Однако, в лучших традициях невидимости нижних групп женской иерархии, гетеросексуалки и матери игнорируют тот факт, что открытая не-гетеронормативная лесбиянка привлекает к себе повышенное внимание и агрессию мужчин, что в любой стране мира мужчины насилуют/убивают лесбиянок именно после, того как узнали об их ориентации, что во многих ситуациях открыто провозгласить себя чайлдфри - значит столкнуться с хамством и риском абьюза (в семье, в больнице, на работе). Но главное здесь, конечно, не мерянье масштабами мужского насилия, а то, что оно никак не отменяет существования женской иерархии. Как бы ни страдали женщины в гетеробраке, но мысль о том, чтобы стать лесбиянкой, для абсолютного большинства выглядит гораздо страшнее. Как бы тяжко ни было материнство, лишь единицы согласятся с тем, что оно того не стоит.
8) «Это чайлдфри имеют преимущества – у них больше свободного времени, денег и здоровья. А у лесбиянок преимущество не обслуживать мужчин в быту. А женщины, не соблюдающих практики красоты, чувствуют себя удобнее, экономят время и деньги». На самом деле, так бывает далеко не всегда. Мужчина, зарабатывая в целом больше женщины, порой имеет много ресурсов, которыми пользуется женщина, пока она с ним (и пока его не злит). Одинокая / чайлдфри / лесбиянка, напротив, может работать за небольшие деньги и не иметь никакой подстраховки в виде мужниных финансов на случай чего. Поэтому гетеро-отношения часто называют лотереей, и я согласна с этим определением. Части женщин везёт (муж нетакой, материальное положение поправилось), части женщин не везёт (нетакой оказался таким, практикует разные виды насилия, ресурсов не имеет либо не делится). Начиная гетеро-отношения, каждая надеется, что ей повезёт. Отличие от чайлдфри и лесбиянок в том, что они заранее отказались от лотереи, а значит, и от потенциального выигрыша (и проигрыша, да).
9) «Хватит искать причины патриархата в женщинах!» Это снова передёргивание. Женская иерархия находится под мужской и никак не может быть причиной патриархата.
10) «Хватит смещать гнев на безопасные объекты! Обратите лучше свой гнев на мужчин». А это попытка спустить дискуссию с логического уровня на эмоциональный. Концепция женской иерархии – это не гнев, а анализ одной из причин того, почему феминизм не нужен абсолютному большинству женщин. Как мы собираемся объединяться для борьбы за своё освобождение, если большинство женщин первые нас атакуют за то, что мы посмели катить бочку на их любимых мужчин и угрожать их месту в женской иерархии? И большинство в фемосфере, кстати, тоже. Замалчивать это явление и старательно закрывать на него глаза – это газлайт, а не радфем. Надо честно проговаривать, анализировать, искать причины и проверять любую теорию на собственной практике. По крайней мере, я убедилась в существовании женской иерархии именно так, во взаимодействии с живыми окружающими меня женщинами.
11) «Но я не могу выбрать ориентацию, меня возбуждают мужчины, и я ничего не могу с собой поделать». Врождённость ориентации – очень вредный миф, который мешает женщинам задуматься, а что, собственно, их держит рядом с мужчинами. На самом деле, абсолютное большинство людей изначально бисексуальны, но социализация и массовая культура с ранних лет вбивают в нашу психику любовь к мужчинам. Большинство женщин с детства привыкают получать удовольствие от самообъективации и возбуждаться от насилия, которое является неотъемлемым элементом «страстного секса» (настолько неотъемлемым, что большинство лесбиянок тоже его практикуют в той или иной мере). Это наша беда, а не вина.
Но хорошая новость в том, что потихоньку осознавая это, можно вытащить эти внутренние механизмы на свет, и тогда их власть над нами будет постепенно слабеть. Это долгая внутренняя работа, которую точно не стоит начитать из ложного чувства вины или «чувства долга перед сёстрами-феминистками». Просто давайте примем за аксиому, что ориентация/влечение сформированы в нас обществом и массовой культурой. Они не стоят того, чтобы за них держаться. Но если по каким-то причинам вам в данный момент сложно с ними расстаться – это не трагедия, а просто этап феминистского развития. Будьте бережны и терпеливы к себе. Тут я полностью согласна с напутствием «не можешь идти в нужном направлении – ползи, не можешь ползти – лежи в нужном направлении». И показывай дорогу другим))
Те, кто говорят, что вы должны срочно кардинально поменять всю свою жизнь – судят по себе. Некоторым феминисткам действительно гораздо проще отказаться от патриархальных ролей (=от своего места в женский иерархии), чем другим. Но несмотря на наши личные обстоятельства и особенности характера, ничто не мешает нам разделять общую идею, что феминизм означает движение вниз по женской иерархии, потому что это единственное направление от мужчин. И бояться этого не нужно – мы в хорошей компании!