Растаманы

Они на первый взгляд все похожи друг на друга — молодые, худые, чёрные, и такое ощущение, что постоянно находятся в легком наркотическом опьянении. Последнее понятно — работать зимой на пилораме холодно и тяжело. Особенно, если ты вырос на ласковом юге. Представляются обычными именами — Фёдор, Коля, Владик. Ездят на ржавых, раздолбанных Нексиях, что тоже объяснимо — первое место в номинации «бомж-иномарка», с учетом того, что в промзонах автобусы не ходят, а дистанции огромного размера, в данном случае это не роскошь, а суровая необходимость.
Реальность проявляется, когда делаешь перевод на карту. Федор оказывается Фируз или Фирдоус, Коля — Мухамаджон а Владик вообще совершенно непроизносимым набором гласных и согласных.
Томская область во времена кефирного СССР славилась лесопромышленным комплексом. Когда туман пропаганды рассеялся, оказалось, что это и не комплекс, и не лесопромышленный — так, набор устаревшего оборудования среди огромных промзон. Поскольку методы работы не изменились за последние 50 лет, все эти пилорамы и нижние склады требовали огромного количества молодых мужчин, готовых работать за небольшую зарплату. Местные игнорировали предложения поработать на свежем воздухе в сибирский мороз за 30 -40 тысяч. Поскольку основным направлением экспорта пиломатериалов была средняя Азия, постепенно владельцы бизнеса начали импортировать рабочих в товарных количествах.
Большая часть из них вообще не говорит по-русски. Немцы. В изначальном значении этого слова. Во времена Екатерины европейцев переселяли в Россию деревнями, но по-русски они не говорили. Так их и называли местные — «немцы», в смысле немые, не могущие говорить.
А вот те, кто работает с клиентами — растаманы. Они неплохо говорят по-русски, и в массе умны. Но развал школьного образования в постсоветских республиках сделал своё дело, и получить образование для них — без шансов. Местные их не жалуют, наверное в силу врожденной ксенофобии. Мне-же наоборот, работать с ними никогда не было для меня проблемой. Они порядочны той самой порядочностью торговца на рынке, которой знамениты азиатские базары.
Я никогда не боялся бросить им на карту пару тысяч. В ситуации, когда тебе нечем заправить машину в чужом городе, звонок малознакомому человеку с подобной просьбой зачастую бывает единственной реальной возможностью. Надо сказать, что никто никогда об этом не забывал и не пытался обмануть. И конечно, с ними нужно торговаться.
Помню, торгпред в республике Узбекистан инструктировал нас: — никогда не покупайте за первую цену. Это оскорбительно для продавца. Всегда надо поторговаться. Если не можете прямо предложить цену ниже процентов на 50, попросите за предложенную цену товар «генеральского качества». Он у них точно есть.
— Привет. Сегодня, как обычно, скидки?
— Алексей, дорогой, какая скидка! Для тебя цена и так первая, лучшая цена — полторы тысячи газель.
— Федор, скидка в размере торговой наценки. Давай за две тысячи две газели.
— Ай, Алексей, сам беру за полторы. Давай немного добавим. Газель не сломается?
Цена и так низкая. Но торговаться нужно. Поэтому торгуемся.
На прошлой неделе заезжал, проездом, в растаманам на втором посёлке ЛПК. Не был у них два года, думал будут новые приказчики, но нет. Немцы, судя по всему, другие, а Фёдор на рабочем месте.
— Здравствуй, брат. Как дела? Как твоё доброе здоровье?
— Хорошо, Алексей. все кругом завидуют. Будешь брать?
— Иншалла, как у вас говорят. (Смеётся) — Думал ты на родину уехал. Сам откуда?
— Самарканд. Хорошее место, теплое. Вот денег заработаю, уеду. Дом построю, женюсь.
Мы знакомы уже почти четыре года. Время идет, жизнь проходит. Кругом холодная чужая земля и тяжелая работа. Деньги достаются сложно — то закроют границу, то не идут платежи, то девальвация. Где-то далеко в Самарканде жизнь идет своим чередом.
А в Ташкенте свои Растаманы — уехавшие на ППЖ программисты, дизайнеры и прочие несогласные. Пытаются заработать денег, и когда кончится нынешняя заваруха, вернуться домой, построить дом и жениться.
|
</> |