Распорядок... Какой распорядок?
mama_gremlina — 06.02.2017 Вопрос возник в рассказе про мои четыре книжки. Какой у меня распорядок дня, что в него помещаются дети, ученики, работа, да ещё и книги?Какой-какой. Никакого. У меня нет распорядка дня. Вообще нет. Совсем. Это невозможно, а если возможно, то стоит таких немыслимых затрат душевных сил, что да ну его вовсе. Нет, когда-то, когда у меня был один-единственный Данька, у меня была идея о том, что нужен распорядок дня. И я отчаянно укладывала его спать в девять вечера, ровно в 20:30 шла купать, в 16:00 - дневной сон, за полчаса до него - обед, за два часа - прогулка, причем к обеду надо вернуться, и так далее... И получалось, что сначала я трачу силы, чтобы уговорить его выйти на улицу и быстро одеться, чтобы успеть уложить прогулку в полтора часа. Потом - чтобы уговорить его уйти с площадки, чтобы успеть к обеду. Потом - чтобы уговорить его быстро покушать то, что было запланировано. Потом - чтобы уговорить его лечь в кровать. Потом - чтобы усыпить (иногда этот процесс затягивался на более долгое время, чем сам сон). Потом - чтобы разбудить, а то вечером не уложишь. И так далее...
В общем, у меня больше нет распорядка дня. У меня есть:
1. Контрольные точки. Что должно быть каждый день. Почистить всем зубы. Всех покормить минимум четыре раза. Погулять. Проветрить. Позаниматься. Поиграть. Поработать. Почитать.
2. Недвижимые дела. Те, что обязательно в какое-то конкретное время. Ученики. Пары в вузе. Посещение врачей. А больше, пожалуй, таких дел и нет. Их вообще мало. Почти все можно сделать в любое время - это будут движимые дела.
3. Движимые запланированные дела. Отправить отчет по НИР. Написать план работы магистранту. Помыть стеклянные поверхности. Сделать тренировку. Эти дела планируются в начале недели или вечером предыдущего дня, я пишу их в ежедневник в правую часть листка и делаю тогда, когда мне позволяют их делать. Вот прямо как только одна уснула, второй занялся лепкой или рисованием, а третий в школе или получил ответы на вопросы по домашнему заданию и убежал к себе, так сразу я беру и начинаю делать что-то из списка движимых дел или контрольных точек.
Итак, недвижимые дела надо сделать обязательно в правильное время, но их мало. Я стараюсь разогнать или замедлить нашу жизнь так, чтобы к недвижимому делу все были сыты, довольны, заняты, спали (или не спали, если речь идет о враче), в крайнем случае, чтобы была возможность быстро подтащить альтернативу (например, иногда я предупреждаю мужа, что в такое-то время мне может понадобиться его помощь, и тогда он у себя в это время не начинает никаких длительных процессов, а в случае чего по звонку может быстро приехать и поддержать, это, конечно, наше преимущество, но я стараюсь им не злоупотреблять).
Движимые важные дела по списку (в голове или на бумаге) я делаю тогда, когда дети заняты собой. Это бывает не так уж редко, если научить детей заниматься собой. Например, если не приставать к ребенку с развивающими занятиями, когда он прекрасно сам сидит и строит башенку или режет лист А4 в мелкую труху. Башенка - тоже важно. Приставать с развивалками (книжками, прогулками) надо тогда, когда ребенок скучает и просит внимания.
А насчет контрольных ежедневных точек, тут надо просто отпустить процесс. Ну не причешусь я один день (при условии, что я не выхожу из дома). Один день не страшно. Ну, не почитаем сегодня книжку. Завтра почитаем. Дзен - наше все. Или спокойствие, только спокойствие :)
Как ещё облегчить себе жизнь? Ну, я например не готовлю шедевров. Вообще не готовлю шедевров за редким-редким исключением, когда бешеная птица в голову клюнет. Не стираю руками. Не мою посуду руками. Не мою полы раз в день. И раз в два дня не мою тоже. Учу детей самостоятельно одеваться, убираться, мыть руки и так далее, чем раньше, тем лучше - раз, и у меня ещё немного свободы. Высыпаюсь ночью, положив грудных рядом с собой. Не просыпаюсь утром по подъему среднего, а отправляю его в пижаме полчаса поиграть до завтрака, если младшая ещё спит. Не хожу по дому с пустыми руками, сканирую пространство и захватываю с собой то, что нужно перенести туда, куда я сейчас пойду. У меня в сумке в коляске всегда слинг, кормительный шарф, памперсы и салфетки, вода. Если мы идем далеко и надолго, я даже зимой всегда могу зайти в что-то типа кафе и решить внезапно вставшие передо мной проблемы, связанные с наличием непредсказуемого грудного младенца. И многое, многое, многое другое.
Это была теория. Ещё по теории можно почитать по тегу "планирование". Как все реализовано на практике, можно почитать по тегу "один день". И для примера расскажу, как прошло (ещё не прошло, но уже в процессе) наше сегодня. Ну, насколько я смогла вспомнить:
В недвижимых делах были два ученика, 16:30 и 19:00. В движимых: библиотека Игоря, тренировка, пробежка, работа с магистрантами и начало оформления рабочих программ по очередному стандарту.
7:00. Просыпаются Макс и Данька. Оба завтракают, одеваются и уходят. Обоим до места назначения 5 минут пешком. Мы втроем спим. Игорь уже пришел в нашу кровать.
10:00. Слышу жужжание кофемолки. Муж, который ушел на работу рано утром и настроил рабочий день, раздав задания и запустив все процессы, вернулся позавтракать и решил сделать мне сюрприз. Младшая проснулась, средний проснулся и ушел на кухню к папе, тот ему блинчик подогрел. Мы с Василисой кормимся, я пью кофе
10:30. Пока Макс дома, я бегу на второй этаж и делаю 40-минутную тренировку. Она занимает у меня больше времени, потому что я ещё очень дохлая.
11:30. Отпускаем папу обратно на работу, я завтракаю, читаю книжку и одновременно кормлю Василису, Игорь играет в игрушки в своей комнате
12:45. Василиса бодрая, кладу её в кроватку поиграть и снаряжаю Игоря для прогулки, снаряжаю коляску, сумку, беру с собой библиотечные книжки, одеваю Василису и пока Игорь одевает уличное ещё немного подкармливаю её прямо в комбинезоне, чтобы она уснула. Засыпает.
13:30. Идем втроем в сторону библиотеки (мое сегодняшнее движимое дело). Проходим мимо магазина (газетка, крем, печень трески), заходим ненадолго на площадку, я получаю два рабочих звонка, доходим до библиотеки. Василиса спит. Оставляю коляску на попечении гардеробщицы, благо наш абонемент в соседнем зале, услышу. Игорь выбирает новые книги, развлекается с библиотечными игрушками, потом я его зову обратно, чтобы успеть к первому недвижимому делу домой и пообедать. Василиса продолжает спать. На улице, кстати, минус 10.
15:30. Мы дома, я обедаю и кормлю проснувшуюся Василису (и читаю книжку, да), Игорь тоже обедает. Потом идет играть. Я собираю материалы к ученице Соне.
16:30. Соня пришла, а Вася не спит. Бывает и такое. Отношу наверх коврик, одеяло, переноску, бутылочку с чаем, слинг и коробку погремушек. Пока мы с Соней занимаемся, Вася по очереди лежит на коврике до начала нытья, на одеяле с коробкой игрушек, висит в слинге с бутылочкой и наконец в последней трети урока засыпает в переноске. А Игорь смотрит мультфильм про летающих зверей. Хороший мультфильм. Тем более, что он его смотрит уже энный раз и не столько смотрит, сколько играет в то, что на экране. Копирует. А у нас наверху идет урок полтора часа, мы все успеваем.
17:30. Пришел Макс, ему скоро везти Даню в бассейн, по дороге заезжая за беговыми лыжными ботинками на новый размер. Ужинает.
18:00. Спящую Василису переношу вниз, печатаю Соне задание, отпускаю. Приходит Даня, разогревает себе блинчики и берет с собой в машину. Они уезжают. Я еле-еле уговариваю Игоря поесть яблочко, после чего он строит горку с дивана на пол и начинает катать оттуда машинки и по ролям за них разговаривать. Сама ем немного и лежу вот тут пишу этот текст. И Игоря слушаю.
19:10. Пришел, опоздав, следующий ученик. Ещё полтора часа недвижимого времени. Василиса как раз проснулась, прошу у него 10 минут отсрочки (с продлением урока на эти 10 минут), предлагаю кофе, отправляю наверх и кормлю внизу Василису, а дальше все будет как с Соней: коврик, одеяльце, игрушки, слинг, чай, переноска. Игоря собираюсь озадачить паззлами и рисованием. Когда урок закончится, остаток дня пройдет примерно так (а может, и не так):
20:45. Макс с Данькой приедут из бассейна, поедят, покормят Игоря.
21:15. Данька будет делать уроки, а я отвечу на все возникшие у него вопросы и мы с Максом положим спать Игоря. Я почитаю ему одну из взятых сегодня книжек перед сном.
21:45. Мы с Максом соберем Василису, переселим Даньку с уроками на кухню на случай "Игорь внезапно проснулся" и побежим наши ежевечерние 40 минут по району. Ну, то есть, я побегу, а Макс пойдет быстрым шагом с коляской или слингом.
22:25. Проверка Даниных уроков, ему чай перед сном, нам с Максом ужин, мне душ, укладывание Василисы на ночь, а потом мне надо посидеть с рабочими материалами. Макс либо ляжет спать с Васей, либо будет копаться в своих сайтах-рекламах-акциях. Даже если я закончу часа в два ночи, сейчас у меня каникулы, и завтра раньше 10 утра мне не вставать даже при наличии детей. А если и вставать, то в этом случае я смогу поспать днем, вписав это в движимое дело на завтра :)
Вот примерно такой получился распорядок.
|
</> |