Рапалло

Но я в Рапалло не за этим. Тут в переулочках есть стартовая станция совершенно потрясающего фуникулёра. Я уж и не помню, что побудило меня приехать сюда 10 лет назад, в 2015-м, сесть на этот фуникулёр и вознестись в вагончике на высоту 600 метров над заливом. При этом не совсем понятно, к чему, собственно, привозит вас вагончик. Вы оказываетесь в лесу, от верхней станции расходятся тропинки туда и сюда. Кажется, единственная функция вагончика- привезти сюда толпу туристов, чтобы они повосхищались видом, восторгаясь на итальянском, английском, русском и украинском- и потом повезти всех обратно.
Однако тропинки от станции куда-то ведут, вниз и вверх. Повернуть за угол- и тропинка разрастается в широкую, идущую чуть под уклон вверх дорогу, выложенную кирпичом и каким-то неровным битым камнем. К дороге прислонился белый и дорогой на вид Ristorante, с поразительным, конечно, видом с террасы, висящей над обрывом. Дорога ещё наклоняется вверх, переходит в широкую лестницу- а там, над ней- церковь. Относительно небольшая и скромная, в сравнении с пышными золотыми самоварами церквей Генуи. К скромной церкви сбоку пристроен ещё Ristorante, если вы вдруг утомились по пути от предыдущего.
Что-то в этой церкви со мной произошло 10 лет назад. Что-то здесь совсем удивительное. Возможно, дело в эффекте места- всё же это эффектно- строить церковь на 600-метровой горе, и факт физического подъема как бы внутренне намекает на подъем прочь от мирского. Виды вниз поразительные, прочий мир далеко-далеко, и при этом прекрасен и светел.
При взгляде на один только фасад этой церкви ко мне вдруг пришла новая для меня мысль, при этом убедительная и совершенно понятная, понятная даже не как мысль, а как непосредственное ощущение. Это ощущение того, что вопрос "есть ли Бог?" отныне снят. Не решён- да или нет- а снят, с обеими своими ответами вместе.
Вопрос "есть ли Бог" стал понятен мне как ловушка, подлая воронка для ума, в которой ум начинает увлечённо генерировать аргументы, логические софизмы в пользу того или другого ответа, и сама эта игра увлекательна, как вид мастурбации, на которую можно потратить немало времени и сил, а как бы снаружи этой воронки- находится гора, церковь на ней и светит яростный свет итальянского лета, и стоит поразительная тишина, и всё вокруг радостно и понятно.
В молчании я спустился с горы. Потом, уже в Беларуси, я многократно путешествовал по разным костёлам, купил в том числе под это дело машину, подумывал даже официально перекреститься в католика, но поленился. С тех пор ни разу подобных "приходов" со мной не было, сколько я ни пытался заехать в глушь и посидеть в очередном костёле. Может быть, сказывается нехватка 600-метровой горы.
Спустя 8 лет я прочитал у богослова Александра Шмемана- "Церковь не решает вопросы, она их снимает".
Ещё через 2 года- я снова здесь, на горе над Рапалло, вдумчиво сопя, сижу на каменной скамье над обрывом. Ничего особенно нового второй визит не принёс. Церковь, конечно, поразительная. Сюда уже более пятисот лет традиционно несут подарочки, мелкие благодарности за всяческие удачи. Множество фотографий с серьёзными мужчинами, пучеглазо глядящими в объектив- благодарности от тех, кто остался жив в первую и вторую мировую. Фотография разбитого "Фиата" с подписью- 1959 год, видать какой-то местный гонщик чудом выжил на горном серпантине.
Как и от первого визита, так и от второго- остаётся чувство некоторой неудовлетворённости из-за того, что прочь от церкви, дальше и дальше- извиваются пешеходные дорожки, уложенные кирпичом. Они скрываются за поворотами, уходят вниз и вверх, и грустно думать о том, что не узнаешь, что же там дальше, куда же они ведут. Дети хныкают и хотят мороженого, фуникулёр скоро закрывается, жена устала- так и не узнать, не узнать, что же дальше, никак не узнать. Видно разве что, что сзади к церкви пристроен третий Ristorante, чтоб вы все уже насмерть ублевались, если не для этого не хватило предыдущих двух.
|
</> |