"Радость победы огромна, а горе от потерь — безмерно, люди сделают всё, чтобы
vitaviktoria — 03.02.2022Посмотрела позавчера старый фильм режиссёра Михаила Калатозова «Летят журавли». В этом году ему исполняется 65 лет и людей, которые видели его еще в первом прокате осталось немного — большинство из ныне живущих тогда в 1957 году или еще не родились, или были в слишком нежном возрасте для такого серьезного кино.
Повторных прокатов было мало — в СССР фильм не особо жаловали. Говорят, что Хрущеву не понравился образ главной героини. И даже о победе фильма на Каннском кинофестивале сообщили лишь в краткой заметке в «Известиях» без названия и фотографий, где даже не были упомянуты ни режиссёр, ни сценарист картины. Я, например, не помню, чтобы он шел в кинотеатрах или по телевизору во времена моей юности. А зря — такие фильмы нужно включать в школьную программу для старшеклассников — там хорошо и без пошлого пафоса рассказывают о долге, чести, совести и любви. И о войне и цене победы...
История, показанная в картине, очень проста: Война разлучила двух влюбленных. Борис ушел на фронт добровольцем. Во время бомбежки погибли родители Вероники, и она по приглашению отца Бориса идет жить в его семью. От Бориса давно нет никаких известий. Сломленная несчастьями, выпавшими на ее судьбу, девушка уступает притязанию брата Бориса, Марка, и выходит за него замуж.
От шальной пули гибнет на фронте Борис. Его семья и Вероника не знают о его смерти. Отец Бориса, Федор Иванович, сестра Ирина и Вероника работают в госпитале в эвакуации на Урале. Вероника не любит и не уважает Марка, а когда узнаёт, что Марк получил броню от призыва, прикрываясь авторитетом Федора Ивановича, порывает с ним. Она с надеждой и страхом ждет возвращения Бориса и отказывается верить сообщению о его гибели.
Кончилась война, все празднуют победу. Вероника идет на вокзал, надеясь среди возвращающихся с фронта солдат встретить Бориса, но встречает только его друга и окончательно убеждается в том, что Борис погиб...
Знаменитый французский режиссер Клод Лелуш признавался, что и спустя десятилетия регулярно пересматривает советский шедевр: «Он не устарел ни в чём, по-прежнему великолепен. Я не видел более прекрасного фильма из России. Думаю, я в принципе не видел фильма лучше этого. Не кино, а чудо.»
Фильм, на самом деле, удивительный. Он очень новаторский с великолепной операторской работой. Нестандартные образы главных героев, крупные планы и неожиданные ракурсы, плакатная авангардность и потрясающая поэтичность.
Создатели картины намерено не показывают зрителям вражеских солдат, танков и самолетов, главным антигероем выступает здесь сама война. А фильм заканчивается словами фронтовика о том, что «радость победы огромна, а горе от потерь — безмерно и люди теперь сделают всё, чтобы больше никогда не было такой войны». Увы, фронтовики, а также их матери и жены уже не с нами, а среди нынешнего поколения множество идиотов, у которых в тренде пресловутое «можем повторить». История ничему не учит...