Радоница

29 апреля, во вторник второй недели после Пасхи, Православная Церковь установила день поминовения усопших, первый после праздника Пасхи. Этот день называется Радоницей и считается Пасхой для усопших.

В день Радоницы христиане символично разделяют пасхальную
радость о воскресении Спасителя с членами Церкви, уже оставившими
этот мир. По свидетельству святителя Иоанна Златоуста, этот
праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности.
Этимологически слово «радоница» восходит к словам «род» и
«радость», причем, особое место Радоницы в годичном круге церковных
праздников — сразу после Светлой пасхальной недели — как бы
обязывает христиан не скорбеть и не сетовать по поводу смерти
близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь
вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением
Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными.
Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах
усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства,
где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного
отдается нищей братии на помин души. Такое общение с усопшими,
выраженное через простые бытовые действия, отражает веру в то, что
они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога,
Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Евангелие от Матфея,
22:32).
Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища в
самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям Церкви:
вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не
совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по
особому пасхальному чину. Пасха — время особой и исключительной
радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и
печалью.