Работа над текстом
avmalgin — 20.05.2019 Мне довелось быть редактором стихов Евгения Евтушенко и Андрея Вознесенского. Их подход к редактированию был диаметрально противоположным.Евтушенко удовлетворял любые замечания цензуры, пока она была, а когда ее не стало - любые пожелания и правки редакционного начальства. Он был очень гибким. После того, как процесс редактирования заканчивался, он терял интерес к готовящейся публикации, газетную верстку не вычитывал. Что отражалось на результате - в опубликованных в СМИ текстах бывали курьезнейшие опечатки. Для меня это было тем более удивительно, что я знал, что предварительная, доредакционная, работа над стихами у Евтушенко бывала долгой и мучительной.
Вознесенский боролся за каждую запятую. Однако после того, как все стороны процесса, казалось, оставались довольны друг другом, он вдруг начинал переделывать уже согласованные и подписанные в печать тексты. Он вносил серьезнейшую правку в гранки, в верстку, ночью перед выходом газеты в свет, ехал в типографию и там доводил до обморока всех - от выпускающего редактора до типографских рабочих. Он работал над текстом буквально до последней секунды.
Я сохранил у себя в архиве их работу над текстами на всех этапах. В 2010 году в ЖЖ я выложил сканы, касающиеся подготовки к печати в "ЛГ" стихотворения Евг.Евтушенко "Фанаты". А сейчас хочу показать вам редакционную работу А.Вознесенского над подборкой стихотворений в журнале "Столица" № 37, 1992. Заодно посмотрите и результат (обложка, кстати, тоже его работа). Правка черным - рука Вознесенского, синим - моя (он диктовал по телефону).
Вычеркнутое четверостишие о памятнике жертвам Катыни он так нигде больше не опубликовал.
|
</> |