Работа журналиста на передовой
colonelcassad — 17.07.2019Работа журналиста на передовой
Правила выживания
Давно хотел написать что-то подобное. То, о чём всегда говорю на лекциях будущим журналистам или тем из них, кого мы сопровождаем на передовую.
Самое главное для военкора, как и для бойца на передовой, – выжить и сделать работу. Конфликт на Донбассе отличается от многих других конфликтов тем, что здесь применяются все виды вооружения, в особенности артиллерийские системы разных типов. Как ствольная артиллерия крупного калибра, так и реактивные системы залпового огня. Не говоря о миномётах, крупнокалиберных пулемётах, гранатомётах, вооружении БМП и снайперском огне.
1) Средства индивидуальной защиты. Бронежилет должен быть максимально высокого класса защиты и в то же время удобным в ношении. Нужно понимать, что очень часто немалый отрезок пути до места съёмки нужно бежать и достаточно быстро, иначе станешь лёгкой мишенью для врага. Мало кто знает, но бронежилеты имеют размеры, и нужно учитывать это при покупке или получении. То же правило касается и каски, которая тоже обязательна. Перед выходом, нужно проверить все элементы брони и каски, все застёжки, при необходимости подогнать под себя. Очень важно иметь при себе аптечку, куда включить жгут, индивидуальный перевязочный пакет, кровеостанавливающие препараты и препараты обеспечивающие «антишоковый» эффект. Как показывает статистика, большая часть погибает от потери крови или болевого шока. Нельзя этим пренебрегать. В качестве антишока можно использовать «Налбуфин» или «Трамадол» в уколах. «Буторфанол» ещё в 2014 году зарекомендовал себя плохо. Быстро истекает срок годности, а реально помогает только двойная инъекция. Но имейте ввиду, по закону это наркотические препараты, которые запрещено провозить или хранить. Антибиотики, уголёк, левомицетин и прочий хлам вам не понадобится, если вы не собираетесь совершить недельный марш-бросок в тыл врага. В случае ранения заражение и прочие невзгоды вам вылечат уже в больнице. Главное успеть довезти.
2) Если Вы наивный журналист, который полагает, что яркая надпись «PRESS» на каске и бронежилете вас спасёт, то на Донбассе это правило работает в обратном направлении. Если украинские ребятушки, сидя в своих норках, увидят группу журналистов, то непременно выберут эту группу приоритетной целью. Поэтому никаких надписей. Бронежилет и каска должны быть хорошо камуфлированы и не бликовать.
3) Самое опасное – добраться до передовых позиций и уйти с них. Когда вы добрались до передовых окопов, вы под защитой. Под защитой бойцов, самой земли и инженерных укрепительных сооружений. Иногда до позиций можно приехать на транспорте, если там достаточно «зелёнки». Но это редкость. Как правило, транспорт нужно оставлять в относительно безопасном месте и перемещаться до позиций пешком. Перемещаться нужно на максимальных скоростях, перебежками, прислушиваясь к окружающей среде. По ходу движения нужно высматривать места укрытия, куда будешь падать или ползти в случае обстрела. Обстрел может начаться после каждого следующего шага. В случае появления посторонних звуков сразу нужно падать. Это может быть свист мины, пули, свист и шелест гранаты, шелест снаряда или РСЗО. Лёжа на ровной поверхности, выискивать складки местности куда переползти. Чем ниже ты находишься в земле, тем больше шансов выжить. Если до передовых окопов 20 метров, а ты не опытный воин, который по звуку определяет тип применяемого по тебе боеприпаса и может просчитать интервалы между взрывом и полётом снаряда, то лежи на месте и жди окончания обстрела. Не пытайся быстрее добежать до окопа. Встанешь – погибнешь. Разлёт осколков достаточно велик. То же самое касается и возвращения с позиций. Всегда нужно быть начеку.
4) Если вы счастливчик и вам всё же удалось добраться до передовых позиций, это не означает, что нужно расслабляться. На фронте есть места, где между нашими и окопами противника не более 80 метров. Не нужно без надобности высовываться из окопов, чтоб посмотреть на злых укров. У злых укров много крупнокалиберных американских снайперских винтовок «Barrett». В случае попадания такой пули в голову от головы остаётся только воспоминания в виде куска кожи, висящего на шее. Попадание даже в руку отрывает её полностью, а человек, как правило, умирает от болевого шока. На передовой нужно слушаться бойцов, к которым вы пришли в гости. Они вам расскажут, что можно, а что нельзя. Но не забывайте, что многие бойцы находятся в окопах долгие месяцы, и их инстинкт самосохранения крайне притупился, если вообще остался. Поэтому. Всегда переспрашивайте, где и на какой дистанции противник, видит ли он вас и на сколько безопасно идти туда, куда вас приглашают. У меня был один случай в январе 2017 года. Приехали на один из участков фронта, где было «горячо». Командир взвода предложил нам сходить посмотреть на дальний блиндаж, в который прилетел снаряд калибра 152мм. Мы с военным корреспондентом Михаилом Андроником охотно согласились. Проблема была в том, что от того блиндажа до укров было метров 60, а до взводного опорного пункта, куда мы приехали, и где основное количество бойцов, метров 200. Нас на этой точке трое. Но это не единственные проблемы. Был отрезок метров 50, где не было окопов, по которым мы бежали на глазах у удивлённых укров. В итоге нас засекли, открыли огонь из пулемётов, когда мы записывались возле блиндажа, но мы смогли сбежать. Это был неоправданный риск. Поэтому, не стесняйтесь спрашивать.
5) Не забывайте, что на позициях вы в гостях. Уважайте ребят, которые вас пригласили. Всегда спрашивайте, кто может показывать лицо, а кто нет. Это гражданская война. Многие не показывают лица, чтобы не навредить своим родственникам, проживающим на подконтрольной Украине территории. Кроме того, не забывайте, что идёт война. Всегда спрашивайте, что можно снимать на позициях, а чего снимать нельзя. Нельзя давать противнику привязку к месту съёмки, а также саму схему укрепрайона и т.п.
6) Выбор места съёмки очень важен. В случае обстрела вы должны быть в укрытии и в то же время снимать происходящее. В подобных ситуациях работа военкора опаснее, чем работа солдата. Солдат во время обстрела может укрыться, а военкор должен фиксировать обстрел. Советуйтесь с командиром подразделения, в котором вы находитесь. Но всегда говорите, что место должно быть относительно безопасным.
7) Очень часто военкоры попадают под обстрел, двигаясь на автомобиле по прифронтовому населённому пункту. Всегда нужно помнить, что если ваш автомобиль не имеет характеристик БТР, то он не имеет возможности вас защитить от осколков. Если вы попали в зону обстрела и не уверены, что можете сориентироваться в квадрате обстрела и уехать, лучше покинуть автомобиль и прыгнуть в кювет.
8) Как понять, что обстрел прекратился? Лично мои наблюдения. Если появилась пауза, которая длиться дольше 15 минут, значит обстрел прекратился, или это длинный интервал между обстрелами. На моей памяти. Повторный обстрел начинается через 40-60 минут. То есть, если 15 минут пауза без обстрела, то у вас есть около 25 минут, чтоб свалить из обстреливаемой зоны. Если конечно в небе не висит БПЛА, и целью обстрела не является съёмочная группа.
9) Очень важно помнить, что наткнуться на мину, растяжку или неразорвавшийся снаряд на фронте вообще не составляет труда и фактов не мало. На передовых позициях всегда будьте в сопровождении военнослужащего. Ходите за ним, слушайте его. Работая в прифронтовых зонах, помните, что лишний раз идти в «зелёнку» по малой или большой нужде опасно. Не сходите с асфальта или грунтовки. Будьте всегда на чеку и сначала думайте, а потом делайте.
Пожалуй, это основное, на что должен обращать внимание любой военкор. Но самое главное – опыт. Советую начинающим военкорам перед поездкой на Донбасс посоветоваться со старшими товарищами.
Даниил Безсонов
http://asd.news/articles/voyna/rabota-zhurnalista-na-peredovoy/ - цинк
|
</> |