Рабы и рабовладельцы.

По римскому праву, если свободная женщина родит от раба, то ребенок будет свободным, ибо по римскому праву раб не субъект правоотношений, в таковом сюжете он просто инструмент, с помощью которого свободная женщина родила себе свободного ребенка.
А вот по салическому праву (праву франков), если свободная женщина родит от раба, то ребенок будет рабом, потому что раб у франков – субъект правоотношений, поэтому и заряжает своим рабством несчастного ребенка.
Я неплохо знаю "Салическую правду", поэтому предположу, что библеист ошибается, путает. Речь не о родах, а о замужестве. Там сказано, что если свободная женщина соединится браком с рабом, то ее объявят вне закона, родственники получат право ее безнаказанно убить, а имущества ее лишат. В другом варианте "Правды", выйдя замуж за раба, она становится рабыней, а имущество ее должно отойти господину.
Что там в римском праве про замужество свободной с рабом? Женщина не теряла свободы и прав? И дети были свободными?
Если да, то интересный – парадоксальный – вариант причин различия, предложенный библеистом. Раб – субъект правоотношений, поэтому все очень жутко. Если он просто говорящая вещь, все достаточно гуманно.
|
</> |