Раб Божий.

топ 100 блогов erica03.04.2024 Наверное, не у меня одной это наименование верующего вызывает вопросы.
Ведь слово "раб", как ни крути, в современном языке имеет отрицательную коннотацию. Мы избавились от рабовладения в социальном смысле и выдавливаем из себя раба по капле в смысле психологическом.
Или по отношению к Богу рабом быть правильно?

В нашем языке раб — означает чьё-то имущество, отсутствие к нему уважения, самоуважения, отсутствие личности, самоценности, собственных интересов. Правильно ли такое самоощущение рядом с Богом?
Я думаю, что нет. Потому что Бог дал человеку свободу выбора. Бог дал человеку свободу даже выбирать, верить в Его существование или нет. Бог Себя не навязывает. Богу нужно добровольное решение человека. А какое может быть добровольное решение, если ты — имущество, и у тебя нет точки сборки?

У меня был период, когда я довольно глубоко окунулась в восточные религии. Там было много полезного. Очень много полезного. Но потом мне стало не хватать ощущения личности. Иногда что-то важное осознаёшь, когда лишаешься этого важного. Наш Бог — это прежде всего Личность, а не отстранённый бесстрастный Абсолют. У Нашего Бога есть личное отношение ко всему. Он деятельный. Он чего-то хочет от нас, Ему что-то не нравится, что-то нравится. Наш Бог — Любовь. А как может быть деятельная любовь без личности и системы координат хорошо-плохо?

И тогда я поняла, почему в христианстве нет темы реинкарнации. Потому что в христианстве важна не только бессмертная душа, но и тот сплав души и тела, который носит название "человек". А тело накладывает свои особенности на этот сплав, делая его уникальным. Генетика, темперамент, интеллект, таланты, дефицит каких-то способностей. В христианстве нет понятия "не сделал сейчас — доделаешь в следующем воплощении". В христианстве есть понятие уникальности момента и необходимости приложить максимум усилий именно здесь и сейчас. В христианстве есть понятие уникальности личности как сплава души и тела.

Так и где тут раб?

Я вернулась в православие, потому что увидела, что здесь человек имеет огромную ценность как человек, а не только как бессмертная душа. Наша религия не только про душу, но про взаимодействие души с телом. Тело тоже благословлено Богом, как и вся материя. Духовное развитие на земле подразумевает и участие тела и подчинение его общей задаче. Ну, самое яркое: православие считает, женщина спасается чадородием. Это самый что ни на есть материальный процесс, когда вообще всё происходит в теле без участия мнения.

Получается, переживание чисто материальных процессов женщиной помогает спасению её души. Так считает православие.

В общем, раба как имущества я тут снова не вижу. Вижу уважение к человеку, признание его уникальности, ценности, его ответственности.

А потом где-то прочла такое объяснение утверждения "я — раб Божий".

Когда появилось христианство, на земле было рабовладение. Раб был имуществом со всеми вытекающими. И у каждого раба был хозяин. И рабов, очевидно, было много больше, чем хозяев. И каждый хозяин в отношении своих рабов устанавливал свои собственные правила. Кто-то относился по-скотски, кто-то жалел чуть больше. Люди ведь и к имуществу своему относятся по-разному — более или менее бережливо. Так вот чужой раб был чужим имуществом. И посягать на чужое имущество было нельзя. А можно было договариваться только с хозяином этого имущества.

И рабов спрашивали "ты чей раб?", имея в виду, какой господин установил над тобой правила, которым ты следуешь? Кому ты подчиняешься? С кем мне разговаривать насчёт тебя?

А христиане увидели, что кроме правил хозяев, существуют другие правила, которые Дал Бог. То есть, Бог в данном случае означает Того, по чьим правилам ты живёшь, кому ты подчиняешься, и к кому обращаться насчёт тебя.
И понятно, что правила Бога очень сильно отличались от правил рабовладельцев. И отличались они прежде всего тем, что Бог видел в человеке не имущество, а самоценную личность, от которой ждал ответственного поведения и добровольного следования Своим правилам. Эти правила Бога мы называем заповедями.

Понимание, что правила, установленные Богом, первичны, актуально и сейчас: когда заповеди входят в противоречие с правилами, установленными в разных социальных группах людей.

Этих сводов правил бесчисленное множество, как и коллективов. Везде свои приоритеты, свои табу, свои "грехи" и свои наказания. Например, грех в актёрском кругу — не иметь актёрского таланта. Грех у диссидентов — видеть что-то хорошее в родине. Грехи в бандитской среде — раскаяние, страх и доверие.

Но все — люди, и всех объединяет наличие бессмертной души, которая говорит с нами через сердце. И в критические моменты, когда все правила социальных групп не работают, голос сердца становится единственным лучом, освещающим спасительный путь.

И молитвы полны не унижения. Унижение не может быть конструктивным чувством, потому что обратная его сторона гордыня (унижение паче гордости). Молитвы, на мой взгляд, полны уважения к человеку и ожиданий от него той части работы, которую никто не сделает, кроме него.

И, кстати, о важности жизни на земле православие говорит все время. Только здесь возможно раскаяние, искупление и прощение. По другую сторону уже невозможно ничего. Поэтому так важны наши молитвы о душах ушедших — они уже ничего сами изменить не могут.

Человек наделён огромными возможностями, и только он сам решает, как ими воспользоваться. И сам несёт за это ответственность. В отличие от раба.

Так что раб Божий — это не про унижение, это напоминание о приоритетах и об ответственности. Ну, моё мнение.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Во время встреч по школам наслушалась странных историй. Если не сказать, страшных. Месяц назад в воронежском лицее педсостав озабоченно скреб затылки – в одной из неблагополучных семей, коих в каждом учебном заведении, как прыщей на лице ...
Скульптор и художник-керамист Маргит Ковач родилась в 1902. Изучала графику в частной школе Алмоша Яшика и роспись фарфора в Школе прикладного искусства с 1924 по 1926 год. В 1926–1928 годах Ковач обучалась керамическому ремеслу в Вене. После учебы, сочетая технику ...
Как и обещал сегодня пошел в парикмахерскую, но не к своему мастеру, а в первую попавшуюся парикмахерскую. если честно то не в первую и не в попавшую, давно хожу мимо. По двум оставшимся буквам на ободранном входе понятно, что это ...
нормально вообще? либрусек хочет денег за некоторые тексты Каганова! это при том, ...
Цветущая черемуха ...