Queenstown
mikaprok — 22.05.2021«Уловимый Джо»
У нас очередная глава детективной серии «Коронованная территория».
На сей раз мы поговорим про ландшафтную жемчужину Commonwealth , по совместительству являющуюся родиной орков и хоббитов.
Про Новую Зеландию (NZ).
Она очень похожа своей конфигурацией на соседнюю Австралию за несколькими важными исключениями, о которых не все знают.
Ни одна из суверенных стран пестрого букета Содружества не повторяет в точности судьбу своих товарок. Везде тонкая «специфика».
В то время, как на далеких северных островах UK лишь незначительный кусок земли формально числится за государством, в NZ, на первый взгляд, все гармонично.
28% территории страны охраняется государством, 56% – в частных руках.
Лишь 3,3% общей площади принадлежит иностранцам, а 6,7% считается территорией компактного проживания местных аборигенов Маори.
Иностранцы достаточно интересные, покупающие в большинстве случаев лесные массивы. Самый большой на 2018 год участок принадлежал Taumata Plantations, канадской компании, как и в случае Австралии проводящей сделки через Лондон.
Почти 102 000 гектар.
Кленовый лист вообще любит инвестировать в NZ, в первой сотне крупных зарубежных землевладельцев их уши торчат чуть менее, чем у половины бизнесов.
Тут имеет значение и специфика отрасли и, конечно же, возможность беспрепятственно работать в Содружестве, не сталкиваясь с терроризмом «зеленых».
Как на счет новозеландцев, чем они владеют? Судя по соотношению частно-государственной собственности там должен быть бум сделок.
Не совсем так: 50% всей земли (или 28% территории страны) принадлежат 0,1% населения. Это натурализовавшиеся граждане Содружества, разумеется, в основном из UK.
Университеты и местная церковь владеют приличными наделами земли, от 30 000 до 50 000 гектар, но не фантастически большими.
Надо упомянуть, что площадь страны около 27 миллионов гектар.
Как и в Австралии в Новой Зеландии существуют Crown territories. Вот они-то как раз составляют 6,3 миллиона гектар. На них попадает львиная доля полезной земли в городской черте и, конечно же, порты.
Похожей на австралийскую является и законодательная норма, позволяющая блокировать сделки в интересах Crown territories.
Однако есть и один казус, аналоги которому можно найти только в африканских странах Содружества и в бывших американских колониях XVIII века. Условно его можно назвать «земля в обмен на бусы».
Дело в следующем: у того самого коренного народа Маори, которому и принадлежала Новая Зеландия еще в начале XIX века, как выясняется не было концепции «владения», как таковой. Все земли, пишут нам бессовестные фантазеры с Туманного Альбиона, были в общественном пользовании.
С целью упорядочения неудобств, с аборигенами в 1840 году был подписан т. н. Договор Вайтанги, предполагающий:
- полное распоряжение землей в интересах Маори;
- передачу земли только через представителей Короны;
- назначение комиссии по пересмотру предыдущих земельных сделок и составления полного реестра активов;
- вся неучтенная сделками территория переходит к Короне :-)
Казалось бы, как сочетается первый пункт и последний. Очень просто – Маори разрешено перемещаться, «ловить зверей и птиц», устраивать ночлег на незанятой лесной территории, но они могут быть перемещены в другое место, если того потребует случай.
Ожидаемо лишь 202 000 гектар земли (из почти 27 миллионов) были учтены в качестве частных владений на момент составления реестра.
Маори же переместились в резервации. «Вынужденно и временно». На начало XX века за ними формально оставалось всего 1,4 миллиона гектар.
Договор Вайтанги, как и работа земельной комиссии несколько раз оспаривались, однако в том или ином виде существуют ДО СИХ ПОР.
Все население страны, кроме нескольких %% реальных владельцев, с точки зрения прав считаются равными Маори и не могут без посредства Короны (а затем администрации Commonwealth) совершать имущественных сделок.
Не доросли.
Другими словами, большая часть земли формально находится в аренде у Виндзоров.
Продолжение воспоследует...
https://telegram.me/mikaprok
|
</> |