Пять предметов, которых нет (и не будет) в наших вузах
navlasov — 30.05.2017 Дискуссия об эффективности высшего образования и путях его реформирования продолжается уже не первый век. Как сделать так, чтобы полученные студентом знания и навыки были актуальными, востребованными, действительно помогали ему в жизни? Не стремясь дать исчерпывающего ответа на этот вопрос, перечислю пять предметов, которые, на мой взгляд, должны быть в учебном плане любого гуманитарного факультета (естественнонаучного, возможно, тоже - но здесь я судить не берусь).1. Психология мышления
Психология преподается на многих факультетах, однако в большинстве своем содержание лекций по данному предмету - обзор развития психологической науки в самых общих чертах. Студенту же нужно совсем не это, а рассказ о том, как работает его мозг, как правильно использовать и развивать его способности.
2. Критическое мышление: работа с информацией
Навыки получения, отбора, анализа, оценки самой разной информации в самых различных ситуациях. Методика формирования обоснованных суждений. Критический подход к информации.
3. Критическое мышление: принятие решений и решение проблем
Этот предмет (как очевидно уже из названия) тесно связан с предыдущим курсом. Речь идет о современных методиках решения сложных задач, планировании, организации проектов и других полезных вещах. Здесь же - развитие креативности.
4. Риторика: искусство публичного выступления
Не нуждается в особых комментариях. Ораторское искусство необходимо каждому из нас. Здесь же - навыки ведения переговоров и дебатов.
5. Стилистика письменного текста
Письменный текст имеет весьма серьезные отличия от устного выступления и строится по несколько иным канонам. Человек с высшим образованием должен уметь красиво выражать свои мысли в письменном виде, убеждать читателя, использовать различные стили в зависимости от типа текста (публицистика, научная статья и т.д.).
Сегодня лишь некоторые из этих предметов присутствуют на некоторых факультетах некоторых вузов. Полного набора (или хотя бы большей его части), насколько мне известно, нет нигде.
Почему? Причины, в общем-то, довольно просты. Во-первых, курсы носят ярко выраженный общеобразовательный, а не узкоспециальный характер, и потому на большинстве факультетов не имеют достаточного лобби. Подготовленных преподавателей либо нет в достаточном количестве, либо (как в случае с критическим мышлением) нет вообще. Кроме того, эти курсы "дорогие" - их бессмысленно облекать в форму поточных лекций или поручать замордованному доценту с нагрузкой 20 пар в неделю. Их имеет смысл преподавать в небольших группах, где преподаватель сможет уделить достаточно внимания каждому студенту. Соответственно, преподавателей - причем высокой квалификации - нужно много. А такая схема плохо вписывается в структуры российского высшего образования. Поэтому, очевидно, в ближайшие годы никакого сдвига в указанном направлении мы не увидим.
|
</> |