Пять предметов, которых нет (и не будет) в наших вузах

топ 100 блогов navlasov30.05.2017 Дискуссия об эффективности высшего образования и путях его реформирования продолжается уже не первый век. Как сделать так, чтобы полученные студентом знания и навыки были актуальными, востребованными, действительно помогали ему в жизни? Не стремясь дать исчерпывающего ответа на этот вопрос, перечислю пять предметов, которые, на мой взгляд, должны быть в учебном плане любого гуманитарного факультета (естественнонаучного, возможно, тоже - но здесь я судить не берусь).

1. Психология мышления
Психология преподается на многих факультетах, однако в большинстве своем содержание лекций по данному предмету - обзор развития психологической науки в самых общих чертах. Студенту же нужно совсем не это, а рассказ о том, как работает его мозг, как правильно использовать и развивать его способности.

2. Критическое мышление: работа с информацией
Навыки получения, отбора, анализа, оценки самой разной информации в самых различных ситуациях. Методика формирования обоснованных суждений. Критический подход к информации.

3. Критическое мышление: принятие решений и решение проблем
Этот предмет (как очевидно уже из названия) тесно связан с предыдущим курсом. Речь идет о современных методиках решения сложных задач, планировании, организации проектов и других полезных вещах. Здесь же - развитие креативности.

4. Риторика: искусство публичного выступления
Не нуждается в особых комментариях. Ораторское искусство необходимо каждому из нас. Здесь же - навыки ведения переговоров и дебатов.

5. Стилистика письменного текста
Письменный текст имеет весьма серьезные отличия от устного выступления и строится по несколько иным канонам. Человек с высшим образованием должен уметь красиво выражать свои мысли в письменном виде, убеждать читателя, использовать различные стили в зависимости от типа текста (публицистика, научная статья и т.д.).

Сегодня лишь некоторые из этих предметов присутствуют на некоторых факультетах некоторых вузов. Полного набора (или хотя бы большей его части), насколько мне известно, нет нигде.

Почему? Причины, в общем-то, довольно просты. Во-первых, курсы носят ярко выраженный общеобразовательный, а не узкоспециальный характер, и потому на большинстве факультетов не имеют достаточного лобби. Подготовленных преподавателей либо нет в достаточном количестве, либо (как в случае с критическим мышлением) нет вообще. Кроме того, эти курсы "дорогие" - их бессмысленно облекать в форму поточных лекций или поручать замордованному доценту с нагрузкой 20 пар в неделю. Их имеет смысл преподавать в небольших группах, где преподаватель сможет уделить достаточно внимания каждому студенту. Соответственно, преподавателей - причем высокой квалификации - нужно много. А такая схема плохо вписывается в структуры российского высшего образования. Поэтому, очевидно, в ближайшие годы никакого сдвига в указанном направлении мы не увидим.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Где-то в сети я увидела объявление о вакансии палача в Саудовской Аравии и наборе кандидатов. Сразу пришла в голову мысль: а каким должен быть человек, который захочет получить это место? И дальше понеслось: почему мужчины становятся гинекологами? почему кто-то становится патологоанатом ...
Депрессия, зима и хочется купить мешок косметики, красивой и ненужной. Поэтому ...
Допустим у меня есть вот такая картинка И мне надо разложить ее на три вот таких цвета. Ну типа как матрицы при печати делают, ну вы вкурсе. Идея в том что бы каждую из получившихся слоев, напечатать на прозрачной пленке. И если взять все три ...
Гуляем, пока время есть 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. ...
Бонжур, месье! Не желаете ли немного кинематографа? Кадр из фильма «Бобро поржаловать!» Кадр из фильма «Бобро поржаловать!» Французский кинематограф можно с легкостью ...