Путин утвердил антиалкогольную концепцию

тся в концепции о планах ее реализации. Сокращение потребления алкоголя, по расчетам государства, на первом этапе будет достигнуто в том числе за счет установления минимальных розничных цен на алкогольную продукцию. Россия в целях борьбы с нелегальным оборотом алкоголя с 1 января 2010 года уже ввела минимальную цену за бутылку водки объемом 0,5 литра в размере 89 рублей. Если бутылка другого объема - минимальная цена рассчитывается пропорционально емкости. В борьбе с алкоголизмом, которым, по данным Роспотребнадзора в РФ страдают более двух миллионов человек, власти не ограничиваются чисто регуляторными мерами. "Кроме того, на первом этапе предусматривается разработка специальных мер по профилактике злоупотребления алкогольной продукцией, а также внедрение программ и проектов, направленных на популяризацию здорового образа жизни", - отмечается в документе. В регионах появятся программы, направленные на профилактику злоупотребления алкогольной продукцией "с учетом специфики !
каждого региона (доли сельского населения, обычаев и традиций)". Авторы концепции, в числе которых Минздравсоцразвития, считают, что эти программы скократят масштабы распития алкоголя в общественных местах, особенно в местах проведения досуга и спортивных мероприятий, а также в семьях. В целом первый этап должен привести к снижению смертности из-за злоупотребления алкоголем. В настоящее время в России от случайного отравления алкогольной продукцией умирает более 23 тысяч человек, а от болезней, связанных со злоупотреблением алкогольной продукцией, - более 75 тысяч человек в год. На втором этапе (2013-2020 годы) государство намерено запустить программы по формированию традиции здорового образа жизни, развитию спорта и физической культуры и принять меры по своевременному выявлению заболеваний, связанных со злоупотреблением алкоголем. "В результате осуществления комплекса мер по повышению эффективности регулирования алкогольного рынка и противодействию нелегальному производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции доля нелегально пр!
оизведенной алкогольной продукции должна быть значительно снижена", - говорится в документе. . Самые пьющие страныПроблема "алкоголизации" остро стояла в нашей стране со времен СССР. Переходный период 90-х и новейшие потрясения совместно с либерализацией потребительского рынка также стимулировали потребление алкоголя. Однако обстановка в мире также далека от стабильной, в связи с чем представляется интересным рассмотреть мировую динамику потребления алкоголя и сопоставить ее с российской. Первое место в рейтинге занимает Люксембург. Однако это не значит, что каждый житель этой маленькой страны является хроническим алкоголиком. Все дело в том, что на данные статистики сильнейшее влияние оказывает потребление и вывоз за границу алкоголя туристами и нерезидентами. Реальное первое место занимает Франция, где потребление алкоголя на человека в год составляет 14,8 литров. Львиную долю в «алкогольном портфеле» француза занимает вино, ставшее составляющей любой трапезы и развлека!
тельного мероприятия. Этим же можно объяснить 6 место Испании и 23 место Италии. Употребление вина можно считать национальной, культурной особенностью данных стран, поэтому высокий уровень алкоголизации не следует выдавать за национальную проблему. Третье место занимает Ирландия с ее любовью к пабам и пиву. «Пивные компоненты» оказывают сильное влияние и на размер потребления алкоголя в Великобритании и Чехии. В России потребление алкоголя в 2003 году составило 9,3 литра на человека в переводе на чистый спирт. При этом считается, что в данной статистике не учитываются самодельные напитки - вино, водка и самогон. Между тем, в деревнях и небольших городах этот суррогатный алкоголь остается зачастую основным и единственным, который может себе позволить местный житель. Таким образом, по различным оценкам, официальные данные необходимо увеличивать в 1,5-2 раза. Если отталкиваться от официальных данных, то по абсолютному потреблению алкоголя Россия занимает вполне скромное 19 место. Однако большие опасения вызывает первое место по темпам прироста. П!
ричем, если 65,5% увеличение с 1990 по 2003 год еще можно объяснить переходным периодом, аномией и кризисами, то рост на 19,7% с 2000 по 2003 год мотивировать чем-то уже затруднительно. По многим параметрам именно в это время мы стали жить значительно лучше, и уже на заре периода преодолели многие последствия дефолта 1998 года. При этом потребление крепкого алкоголя постепенно снижается и заменяется слабоалкогольными напитками - вином, пивом и набирающими популярность слабоалкогольными коктейлями. Страны-лидеры по росту потребления алкоголя Страна %1. Исландия 51.22. Россия 46.83. Ирландия 40.64. Мексика 35.3Страны-лидеры по росту потребления алкоголя Страна %1. Исландия 51.22. Россия 46.83. Ирландия 40.64. Мексика 35.3Интересно сопоставлять нас с соседями, которые традиционно считаются неравнодушными к водке, - финнами. По абсолютному значению потребления чистого алкоголя мы пока не дотягиваем, но по темпам прироста опережаем. И это при том, что цены на водку в Финляндии!
, в связи с импортом эстонского алкоголя, упали. Других скандинавов - шведов и норвежцев - мы обходим по обоим показателям. А ведь эти страны наиболее близки к нам по структуре потребления алкоголя - крепкие напитки, в частности, водка, занимают в ней приоритетную позицию. И только Дания со своими стабильными 11,5 литрами на человека возглавляет список северных стран. США незначительно отстает от России по абсолютному потреблению, но устойчиво снижает его объемы с 1980 года. За последний год Америка вышла на единый уровень потребления алкоголя, что можно объяснить высоким уровнем национального самосознания и стабильной экономикой. Германия, занимающая 13 место в рейтинге, славится посиделками в пивных. Но борьба с алкоголем на рабочем месте окончательно перенесла «алкогольные праздники» за пределы офисов, поэтому количество выпитого неуклонно снижается. В России в последние годы на фоне стабилизировавшейся внутриполитической обстановки все более приобретают популярность меры по борьбе с вредными привычками населения. Антиалкогольная кампания в!
ключает ограничение рекламы алкоголя, запрет продаж в общественных местах, ужесточение контроля за реализацией алкоголесодержащих напитков детям. Глобализация и сильно расширившиеся информационные горизонты укрепляют самосознание и самоконтроль. Поэтому стоит надеяться, что кривая потребления алкоголя в России пойдет на спад. .

