Путевые заметки Милоша Главсы или О сломе шаблона у венгерского журналиста.

топ 100 блогов catherine_catty28.07.2013 Извините, что опять об Алжире, но у меня всегда так посты пишутся: циклами. В общем, рыскаю я по «Озону», ищу книги алжирских писателей или про Алжир. Нахожу книгу Милоша Главсы «Спящий пробуждается». Взглянув на картинку, понимаю, что где-то я ее видела. И даже помню где: у себя дома. А что вы хотите? Книги, купленные родителями, я перетряхнула еще в школе, и потом покупала их уже сама, в соответствии со своими интересами. И Алжир до недавнего времени был мне абсолютно безразличен. Нахожу, читаю. Что могу сказать? Это путевые заметки венгра, путешествовавшего по Алжиру в 1956 году. Надо сказать, достаточно объективно написанные, если не брать в расчет некоторых умозаключений (Типа вранья насчет того, что что алжирцы не могли получать высшее образование.), а также рассуждений на тему освободительной борьбы и всего прочего в этом духе. То есть, когда человек писал по принципу: «Что вижу, о том пою», все было в порядке. Просто удивительно, что книгу в 1959 году в СССР издали. Правда, послесловие написали соответствующее, в духе классовой и национально-освободительной борьбы.

Обложка

«Унылая картина без растительности, без тени. Голые скалы с острыми гранями. Так, наверное, выглядит лунный пейзаж. И действительно, то, что мы здесь видим, напоминает кратеры давно погасших вулканов. Миллионы лет назад, вероятно, тут кипела жизнь. О6 этом свидетельствуют окаменелые отпечатки удивительных растений, мхов, папоротников.
Обгоняем автобус. Он может служить экспонатом в политехническом музее. Автобус дважды в неделю ходит по маршруту Бу Саада — Джельфа. Обычно владельцами таких автобусов являются местные предприниматели. Некий Бен Насер, охваченный коммерческим вдохновением, купил несколько старых колымаг. Потом он организовал, предварительно разрекламировав свое мероприятие, местное сообщение по пистам в глубинных районах страны. Там, где Банк Ротшильда не решился вкладывать свои капиталы.
За баранкой автобуса сидит европеец с испачканным носом и в промасленной спецовке. У него такой вид, словно он только что вышел из кабачка на одном из углов парижского предместья Клиши.

— Любуетесь, какие новые ковчеги тут ездят, не так ли? — скалит он в улыбке зубы.
— А компания Бен Насер хорошо платит? — спрашиваем мы в свою очередь.
- Господа, только не смейтесь! Бен Насер, конечно, зарабатывает миллионы. Но платит он за километры. А кто мне поможет, когда хлопнет по плечу малярия? Социальные реформы, о которых болтают повсюду, не относятся и долго еще не будут относиться к этой стране. Тем более к компаний Бен Насер. Это строго ортодоксальная исламская компания. Она скажет слово — и завтра тебя найдут в колодце, потому что ты оскорбил истинную веру. Бен Насер знает, как устраивать такие дела.

Междугородний автобус. 1959. Л. Джексон.
Междугородный автобус 1959 Люсьен Джэксон

Интересный показатель отношений европеец - туземец. Схема, гнездящаяся до сих пор в наших головах, утверждает: туземец работает на бездельника европейца. Но нет ли исключений из этого правила?
Большой урок для нас: оказывается, не все европейцы в колониях являются эксплуататорами и не все туземцы эксплуатируемыми. Как и любой шаблон, это применимо не ко всем случаям жизни, Есть алжирцы, чьи автомобили, виллы и гаремы появились из пота и крови и алжирцев и . . . европейцев! И наоборот, не каждый европеец в колониях является авантюристом или рантье, живущим на проценты со своего капитала. Камрад Пьер, который приехал из Франции в Алжир в трюме грузового судна, живешь ли ты на свой капитал?
Мне кажется, что и папаша Лефевр, тот, что дробит гравий на шоссе у Сакамоди, не живет на дивиденды.
Тысячи простых французов, итальянцев и других европейцев честно живут здесь трудом рук своих. И шофер автобуса фирмы Бен Насер принадлежит к этой армии. Его жилистая рука, испачканная маслом, с поломанными грубыми ногтями - это не рука эксплуататора.
Повод задуматься для нас, видевших основу общественного устройства в колониях в несложном шаблоне: европеец господин - местный житель раб. Такое упрощение действительности не имеет ничего общего с настоящей поддержкой народно-освободительной борьбы в колониях. Оно не приносит пользы и самому алжирскому народу."

Вот не повезло-то бедолаге! Только-только приехал и сразу же - слом шаблона Чистильщик обуви, встретивший венгра у парохода, оказался европейцем, а не арабом. Дальше - больше! Оказалось, в колониях арабы могут европейцев эксплуатировать! А еще выяснилось, что французский врач специально приехал из Парижа в алжирскую глубинку людей лечить! Ох, прямо по принципу: "Не читайте перед завтраком советских газет".

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
более менее ясно что укры понеся значительные потери летом этого года отводят потрепанные части на пополнение и переформирование незадачливых укров вылавливают везде где только можно и тех кто не смог убежать ставят в строй запад подкинет украине боеприпасов а поставленнные сша ...
Впервые за несколько лет скатались на пароме "принцесса Анастасия" в круиз небольшой. Собственно, ничего глобально не изменилось, все также неплохо на борту и такая же беда на вокзале. Парковка: Прямо у морского вокзала можно встать за 400 рублей/сутки. В принципе, недорого, но если ...
Сколько раз уже сталкивался и пытался понять. В очередной раз на площадке Алтапресса,да вобщем то и на Катунь-24. Вопли Путин,Карлин помоги... И снова по большому счету умные люди закидывают меня помидорами. Допустим дано. полстолетний деревянно-щитовой двухэтажный дом. Квартиры в этом до ...
Бывший командующий ВДВ России Андрей Сердюков утвержден в должности начальника Объединенного штаба ОДКБ. ВДВ он командовал до лета прошлого года, в этом году оставался командующим российской группировкой в ...
Есть новые стиллы, все фото в хорошем качестве. Полный размер по клику. Источник UPD : Еще несколько стиллов с французского сайта . ...